Читаю во френдленте растерянные жалобы типичных психологических экстравертов: сетования на то обстоятельство, что вот их посадила на карантин, и что всё это ужасно, да так, что несчастные на стенку лезут и буквально сходят с ума. Дескать, им нужна смена пейзажей, аудиторий, новые люди. И главный, жёсткий и безапелляционный вердикт: дескать, все слова "про саморазвитие - это всё чушь".
Я всё понимаю про конкретные горькие финансово-карьерные последствия нынешнего друдома для многих людей, особенно фрилансеров, добывающих этим беганием чеки себе на пропитание и оплату счетов. Понимаю и сочувствую. Однако, будучи скорее ярко выраженным интровертом, я... ну не то чтобы открыто злорадствую. Вовсе нет! Но не могу не порефлексировать обо всём этом с точки зрения интроверта, которого такие вот люди, вовсе не желая лично ничего злого, безжалостно терзали значительную часть его жизни, заставляя жить против внутренней природы, лишь по своим, чуждым ему, извне привнесённым правилам и распорядкам.
Экстраверты-"бегуны" постоянно вытаскивают нас, природных интровертов, "в люди", в огромные шумные компании, заставляют "общаться" с огромным количеством незнакомых нам и кажущихся угрожающими людей, принуждают, пластиково мертвенно искривляя губы в натянутой улыбке, "играть в команде", беспрерывно уверяя окружающих, да и самих себя, какие же мы хорошие "командные игроки". Eщё бы, ведь иначе нас просто уволят! Эти завзятые бегуны заставляют и нас бесперечь, хаотично бегать туда-сюда, постоянно и через силу (дескать, "есть такое слово - надо!") заниматься какой-то внешней активностью, противной нашей натуре, всё расписывать по минутам, постоянно произносить какие-то ничего не значащие, поверхностные слова, сотрясая воздух бессмысленными вибрациями! И весь этот бег и хаос они считают не только нормальным, но единственно возможным способом жизни, причём абсолютно для всех без исключения, заставляя немалую часть человечества жить исключительно по своим психологическим законам.
Надо мной, с удовольствием почти безвылазно сидящим в стенах моего эремитрума и чувствующим себя при этом вполне комфортно, имея компаньонами лишь книги и редкого живого собеседника (да и тех в основном по скайпу, учениками санскрита), они весело потешаются и укоряют якобы "ненормальностью" такой жизни. Однако не замечают, насколько, с точки зрения интроверта (и, кстати, К.-Г. Юнга!), ненормальны и поверхностны, лишены интуиции именно ОНИ. Ведь даже когда они с тобой разговаривают, мысленно они никогда не бывают здесь и сейчас, с тобой, а постоянно где-то в десятке других мест. Внутренне они неуловимы, потому что то, что бывает "внутри", у них почти целиком вынесено наружу - в толпы закомых и студентов, в текучку повседневных "событий", в смену пейзажей. Глаза их постоянно блуждают, подобно их суетливому уму, и редко смотрят в глаза собеседнику. Когда на вопрос о "событиях" ("что у тебя нового?") начинаешь, сделав усилие, добросовестно рассказывать о своих мыслях, волнениях и интуициях по поводу прочитанного или формулируешь продолжение тех же мыслей, которые ты продумывал ещё много лет назад, они мгновенно скучнеют, явно не понимая, что происходит, и к чему всё это. Всё, их интерес мгновенно угас, ты для них стал "скучен", так как у тебя, на их взгляд, "ничего новoго".
Теперь о "саморазвитии". Убеждённые экстрaверты даже и тут раздражённо не понимают, и всё из-за той же инфантильной, неразвитой психологическй интуиции по поводу особенностей человеческой природы, какой им силою всех этих жёстких обстоятельств предоставился шанс. Да-да, именно ни на что иное, как на саморазвитие! На то, чтобы через силу выглянуть за свои природные рамки и вдруг начать "быть", бытийствовать в совершенно другом, непривычном для них ритме, попытаться вдруг начать прислушиваться к тому, что "внутри", и что кажется таким чуждым, угрожающим мраком, содержащим затаившихся крылато-зубастых чудовищ.
Сам я в течение десятилетий насильно приучал себя к функцинирование в модусе экстраверта. Лучшей школой выживания тут были десятки лет круглосуточной жизни в разных студенческих общежитиях и церковно-орденских общинах. В общинах так называемых "духовных людей", как правило, большиство относится к другим болезненно ревниво, нередко даже открыто недоброжелательно, видя в тебе угрозу и конкурента, всю время пытаясь на чём-то тебя подловить, как-то побольнее уязвить, поядовитее уколоть, а иногда и явно унизить. У них это называется "духовным воспитанием", но на самом деле всё это способы самозащиты винтиков порочной системы. У выжившего воспитывает это лишь одно -- умение, постянно ожидая от собратьев нападения, с улыбкой отбивать атаки. Ну а более дальним последствием этого является хроническое неумение "духовных людей" общаться со всеми другими людьми бесхитростно, без подтекстов, без расставления сетей, ставшего привычным занятием и даже своеобычным спортом.
Этот любопытный опыт расширил мой психологический диапазон, наработав умение не бояться больших аудитории, а даже наслаждаться ими, сноровку в ведении многочасовых пустопрожних светских разговоров в больших компаниях (после котрых всегда чувствуешь себя выжатым цитрусом). Это принесло и тонкое умение острым словом и насмешкой мгновенно отбивать любые атаки. И лишь крайне изредка, также из соображений прибретения особого опыта, оставаться беззащитным.
У интровертов буквально всё - "о них самих". Типичен и такой недальновидный упрёк, какой мне некогда бросил один иезуитский начальник-провинциал, побеседовав в течение часа. Дескать, "ты рассуждаешь не о Боге и служении другим людям, но рассказываешь о своём пути, всё это - лишь история о тебе самом!" Это сказал член ордена, созданного экстравертом-солдатом для экстравертов же, и где интроверты вроде Петра Канизия оказывались и выживали лишь каким-то неведомым мне чудом.
Даже когда интроверт занимается научным деланием, имеющим свой внешний объект, этот объект - НЕ "интересен сам по себе". Последнее для интроверта - вообще бессмыслица. Чтобы нас, интровертов, заинтересовать, этот объект неминуемо должен стать внутренней частью нас самих, мириадами нитей связаться с путями нашего душевного или духовного, если угодно (я не вижу тут никакой разницы) опыта. Для объективной научной карьеры в общепринятой нынешней парадигме это бытийствование интровертом крайне неблагоприятно. Однако человеческая природа именно такова. Ближе всего к пониманию этой обусловленности приблизился К.-Г. Юнг, написав свой Magnum opus, кирпич "Психологических типов".
Никакой тренинг не изменит эту эту нашу природу кардинально, однако есть мудрое изречение того же Игнатия Лойолы, ставшее одной из духовных максим Общества Иисуса. Agere contra! Это призыв действовать хотя бы слегка вопреки тому, что тебе кажется самым естественным, избегая однобокости той натуральной для тебя стороны, куда тебя тянет естественно-неминучим образом. Для типичного интроверта бывает небесполезным иногда даже через силу, преодолевая дискомфорт и свои кишмя кишащие страхи, "выбираться в люди", пытаясь общаться хотя бы ещё с кем-то, помимо книг. Речь не о спортивных прогулках ради моциону (это разумеется само собою), а именно об общении.
Для экстраверта же "бегуна", любящего непрерывную "смену пейзажей", полезным может стать затвор в карантине на месяц-другой. Польза не в том, чтобы лезть на стенку, выть и обвинять обстоятельства, но чтобы попытаться всерьёз заглянуть в себя, хотя бы какое-то время стараясь "пребывать в тайной клети своего сердца". А может, и вообще впервые в жизни изумлённо её для себя открыть, кто знает! Пора расширять психологическую ориентацию. Время для саморазвития, именно. Парадоксальное, чрезвычайно странное время благодати.