Официальный уже "пачамамизм" Католической Церкви, которую я, увы, уже практически не решаюсь титуловать "нашей", нашёл полное одобрение, как и псевдотеологическое или, скорее, новомодное психологическое обоснование и со стороны нашего Венского кардинала Кристофа Шёнборна. Дескать, это "архетип Матери-Земли, нашей общей Матери", а также "материнства", который следует глубоко почитать, и который "имеет в христианствe своё законное место" (по словам владыки Шёнборна). Ну хорошо. Там ведь и любой так называемый языческий культ любых религий, всех этих ближневосточных сисясто-пузатых, с разверстым лоном богинь плодородия по имени Ашера, Кибела и т. д. -- это не карикатурное поклонение бездушному дереву или куску камня, а именно что ритуально оформленное почитание того или иного из многочисленных "архетипов". Я, в приципе, не против "языческих" культов. Меня как религиоведа, да и просто как homo naturaliter religiosus внутренне глубоко волнует это бесконечное разнообразие религий и связанных с ним культов и эстетических изводов, каждый из которых -- mysterium tremendum et fascinans.
Однако во мне всё более крепнет крепнет убеждение, что все мы присутствуем при смертных конвульсиях того самого знакомого нам христианства, которое не без активной помощи наших предательских пастырей-политруков либо заменяется гораздо более простым и понятным исламом (довольно ясная система запретов и того, что разрешено), либо сливается с общерелигиозной палитрой всех этих бесконечных и необозримых "архетипов" человечества, психoлогических обоснований и прочего, ставших уже как-то незаметно обоснованиями теологическими. Это и понятно, ведь всё то, что раньше мнилось онтологической, метафизической и даже вещественно-географической реальностью, схлопнулось до метафоры. Поэтому неудивительно, что место вышедшей из моды теологии заняла психология.
Утеряв в прошлом столетии ощущение уникальности Вести Христовой, понимания себя Его Невестой, Церковь из последних сил сухими старческими ручками пытается накачать себя ботоксом "аджорнаменто", наложить на свои сморщенные ланиты и иссохшие перси грубый макияж и, плюнув на последние правила приличия, просто лихо отправляется на бл@ки, пытаясь показать, что Она не так уж и стара, и "вааще баба из себя ещё вполне ничего, и даже не может не нравиться", особенно когда ксендзы на "молодёжных" или "детских Мессах" отплясывают под гитару с синтезаторами. Каюсь, но ничего, кроме боли и омерзения, все эти конвульсии престарелой, но скабрезно молодящейся "Невесты Агнца" не вызывают. Только не спрашивайте меня, "что делать". Я не знаю. Не знаю!
Мне ведомо, что я далёк от вашего, да и от своего собственного понимания святости, о фарисеи, бывшие ещё позавчера яро верующими комсюками и знатными атеистами, а ныне вслед за толпою оппортунистов, нашедших для себя новую идеологию, язвительно поучающие меня, дважды университетского магистра теологии и семинариста ещё советских времён, тонкостям "подлинной" веры и определениям древних Соборов. Я в растерянности и лишь знаю, что ничему и никому уже не могу доверять. Люди, называющие себя пастырями душ, всё более уподобляются колбасникам, выбирающим овечек и теляток пожирнее себе на продукты. Ничего личного, просто бизнес такой.