Только что прочёл в блоге Николая Подосокорского: "7-10 июня 2018 года в Москве и г. Боровске Калужской области пройдут XVII Международные чтения, посвященные памяти выдающегося российского мыслителя, родоначальника традиции отечественного космизма, теоретика библиотечного и музейного дела, педагога-новатора Николая Федоровича Федорова". И вот что по этому поводу подумалось:
Н. Ф. Фёдоров (1829-1903) "мечтал воскресить людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов»" (из Википедии). Этим тихим мечтателем почему-то принято в России восхищаться. Но я не знаю идеи, в моём понимании, более ужасной и отвратительной, чем эта мысль об извлечении из окружающей среды молекул и атомов и конструирование магией науки будущего воскрешённых "тел предков". Моему воображению предстаёт картинка из классического фильма ужасов "Муха" 1986 г. с Джеффом Голдблюмом в главной роли: жуткое тело несчастного, мучающегося синкретического существа, составленное из разных тварей. Ведь понятно, что множество атомов и молекул, составлявших тела наших далёких предков, давно уже прошли через целый ряд тел своих потомков, "обитая" в наших современниках. Кроме того, плохо делается и при мысли о том, сколько же именно миллиардов воскрешённых зомби придётся поселить на нерезиновой Земле в результате успешного завершения этого, с позволения сказать, "общего дела"... Выход, вероятно, лишь один -- экспансия человечества в космос, и заселение зомбиподобными воскрешёнными галактик. Тут и Циолковский весьма кстати.
Понятно, откуда такая идея: из библейского эсхатологизма, locus classicus которого -- видение пророка Иезекииля, неизменно сводимого современным христианством на уровень всего лишь метафоры. Только место силы Яхве занимает магия Науки.
Я давно подметил, что в России принято восхищаться мечтателями и экстатическими бородатыми провидцами с горящим "идеей" фанатичным взглядом, охватывающими необъятное в своих туманных видениях, но обычно принято презирать знатоков своего ограниченного дела, действительно хоть чуточку пытающиxся сделать жизнь лучше на территории своей личной ответственности, и теми средствами, которые конкретно им доступны, посильно уменьшающих таким образом общие масштабы "страдания бытия". Эта тенденция до сих пор, как кажется, чрезвычайно сильна. В России она порождает тип мечтателей-"Обломовых" и стойкое подспудное презрение к разного рода "немцам Штольцам", а в Западном мире -- неомраксистов, утверждающих, что "Сталин, конечно, немного ошибался, а вот если бы я был на его месте..." То есть достойно быть лишь как минимум Буддой или Христом, ну или на худой конец Папой Римским или Далай Ламой, а всё остальное -- неинтересно, скучно, мелко, недостойно интеллигентного человека. Отсюда и постоянная фрустрация таких масс недобудд и недохристов, порождающая все эти типичные российские интеллигентские жалобы на жизнь вообще и "Власть" в частности -- прежние кухонные и нынешние сетевые, а также все бесконечные сравнения -- себя с другими или других между собой, ради выяснения, кто же лучше, а кто хуже.
Для таким патологических мечтателей индивидуум, конкретный человек ("ближний") -- всегда ничто. Важно как минимум "всё человечество", род, предки, будущие поколения, то есть любого рода группы (то, что у классических мраксистов называлось "классами", у современных западных неомарксистов -- identity groups, а у нынешних крайне правых сторонников авторитарных режимов -- "народ", со всеми причитающимися "духовными скрепами"). Именно поэтому другая идея мечтателя Фёдорова оборачивается не менее жуткой стороной: это"объединение всего человечества", также подразумевающая стирание любого рода различий и элиминацию носителей этих различий, разрушение границ, уничтожения естественно-природного и общественного иерархизма. Разумный человек должен помнить из недавней истории, какими гекатомбами трупов эта милая идея не раз оборачивалась.
Разумеется, я не говорю, что не следует проводить Фёдоровских чтений или вообще изучать эти идеи в их историческом контексте. Однако ответственный подход предполагает внимательное продумывание подобных идей, в том числе и обнажение их теневых и дажe жутких сторон.
Кстати о "русском космизме". Эсхатологизм его и существенная оккультная составляющая не могут не служить отличной идейной питательной средой для нынешних политических идей "русского мира" и идеологии государственной экспансии. Разумеется, я не утверждаю, будто Фёдров, Циолковский или Бердяев с Флоренским -- однозначно далёкие предтечи крымнашизма или нынешней секулярно-государственной религии "Великой Победы". Всё несколько сложнее. Однако мало сомнений, что всё указанное -- одна из его теневых сторон. Главная опасность и искушение тут -- потеря отдельным человеком разума в океане любого рода групповой идентичености хоть с левой, хоть с правой стороны политического спектра.
UPD:
Послесловие, по следам дискуссии в ФБ о рукотворном воскрешении:
Если аргументировать теологически, с точки зрения sensus fidei fidelium, идея Фёдорова о рукотворном воскрешении всех когда-либо живших на Земле людей не только НЕ христианская, она предельно АНТИхристианская. Если верить в теологумен о телесном воскресении (а верить в это обязан каждый церковно верующий христианин, как минимум когда соборне читает Символ веры), то воскресит всех когда либо живших Бог, и только Бог, для последнего Cуда, и это будут, как сказано в Библии, совершенно "новые небеса и новая Земля".
Фёдоров же берёт на себя мысленно роль Бога, излекая из материи молекулы и атомы, составлявшие когда-то тела предков, и превращая их в какое-то живое "лучистое вещество" [UPD: меня исправили про "лучистое вещество" -- это идея Циолковского] (идея смехотворна хотя бы тем, что, с точки зрения здравого смысла, приправленного начатками знаний по биологии, химии и физике, множество ТЕХ молекул и атомов "живёт" в телах ныне живущих). Налицо обезьянничанье Бога, что есть прерогатива Дьявола. Точно по таким же причинам (при теологической аргументации) всякий человек с развитым церковным чувством (по-видимому, всякий, кроме нынешнего "коммунистического" Папы Франциска, Великого Исламизатора Европы, а также немецкого епископа Райнхарда Маркса, заявившего, что
"Маркс ещё отнюдь не устарел") поймёт, что мраксизм имеет тем более антихристианский по сути характер, чем более он играет на сходстве с христианством в каких-то отдельных чертах.
Я бы не начинал этой анахроничной дискуссии, с чисто теологической аргументацией, если бы мне менторским тоном не было указано на необходимость "учить матчасть". В том, что касается теологии, религии и религиоведения, матчасть я вполне себе учил, и даже довольно много лет (десятилетий). Имеются даже университетские дипломы на этот счёт.
Можно и нужно внимательно и беспристрастно изучать феномен Фёдорова и его идей, как мы изучаем любые загогулины человеческого духа, оставившие по себе память и влияние в виде литературных памятников или учеников. Но если кто хотел краткой оценки этих идей с теологической точки зрения, то вот она, кушайте! Возможно, эти идеи вдохновляли Королёва -- здесь я и вправду знаю недостаточно, я не историк ракетостроения и персоналий в этой области. Но если меня на заре моих штудий вдоховновляли сказки или даже литературно оформленный бред шизофреников (вроде известного через книжку Стругацких
"чернокрылого воробья"), это не значит, что всё в этих сказках или бреде пресерьёзная быль.