Quaestiones scholasticae (1)

Aug 10, 2016 03:10



Мои занятия брахманическими и буддийскими философиями, которые по своей сути суть философии схоластические, то есть построенные вокруг комментирования и диалектического обсуждения центральных авторитетных текстов тех или иных традиций, удивительным образом постепенно заново открыли мне глубочайший мир средневековой европейской христианской схоластики. Собственно, метод диалектического исследования и всестороннего обсуждения всех pro et contra той или иной философской/теологической проблемы на основании высказываний авторитетных Писаний и текстов, относящихся к Преданию/Традиции/-ям, а также Комментарий (изучение авторитетных комментариев прошлого и написание новых) как основа традиционной герменевтики -- это то, что типологически роднит столь разные по содержанию интеллектуальные традиции, как буддийские и брахманические школы -- и католический интеллектуализм Средневековья времён расцвета.





В современном вырожденном, ублюдочном словоупотреблении термины "схоластика" и "догматика" обычно коннотированы крайне негативно, при этом под первым из них подразумевается даже не некое "школьное" занятие традиционными текстами, но интеллектуально сухое и бесплодное, нетворческое делание, связанное с тупой зубрёжкой и бездумным повторением чужих мнений.

Подлинный перелом в моём сознании наступил после многократного изучающего прочтения книги Джорджа Дрейфуса, первого европейца, получившего после 15 лет обучения в тибетской монастырской традиции Гелуг высшее научное звание "геше лхарампа", где он описывает как свой индивидуальный опыт интеллектуального и духовного становления (традиционной тибето-буддийской Bildung), так и саму живую и творческую тибетскую схоластическую традицию, -- причём в сравнительном освещении, -- причастником которой ему удалось стать (ср. Georges Dreyfuss, The Sound of Two Hands Clapping: The Education of a Tibetan Buddhist Monk. University of California Press 2003).

(Кстати, Дж. Дрейфус в своей книге подробно рассматривает запоминание/меморирование как одну из важнейших традиционных вводных техник овладения изучаемым, "школьным" текстовым корпусом.)



Время от времени я заглядываю в Magnum Opus великого Фомы Аквината, чтобы посмотреть на пути формулирования и решения той или иной теологической проблемы, и поражаюсь широчайшей палитре нюансов, одно осознание которых приводит ум к смиренному уразумению своей крайне поверхностной подготовленности, а порой и грубоватости мысленной недоотёсанности. Медленное прочтение выборочных questiones disputatae (обсуждаемых вопросов) заставляет с печалью увидеть, что fides quaerens intellectum, "вера, взыскующая понимания" -- это то, от чего большинство из современных людей крайне далеко (даже именующие себя теологами, не говоря уже о тех, кто называет себя "верующими христианами", нахватавшись вершков недопереваренных обрывков информации или, в самом лучшем случае, воспроизводящих те или иные идеологические тезисы своей конфессии). Удалено, как сказали бы схоласты, как actualiter, так и potentialiter. Главный грех нашего времени, как кажется -- это интеллектуальная примитивность, боязнь задавать вопросы и отсутствие подготовленности и, наипаче, желания терпеливо выслушивать нюансированные ответы.

Нынешнее повальное отвращение европейского человечества к разуму, порядку и структурам, выражаемое в склонности к разного рода идеологическим кричалкам (** характернейшим лозунгом, а, по сути, deliramentum, в этой связи является утверждение о "недопустимости" и "бессмысленности" границ в современном мире) и надоевшему хуже горькой редьки пошлейшему постмодернистскому трёпу, находит своё отражение и в интеллектуальном оппортунизме (по сути, в бездумном вопроизведении разрешённых политкорректностью слоганов) европейских церковных иерархов (начиная с теперешнего действующего Папы), для которых, как кажется, нет практически никакой существенной (!) разницы между религиями и их вероучительными содержаниями. Отсюда это заигрывание с исламскими клириками, бесконечное перемалывание речей о необходимости "диалога", сутью которого стало, практически, совершенно открытое вероотступничество (если позволительно использовать этот термин, который самим современным "культурным католикам", безусловно, покажется анахронизмом).

..............

Еврабия, наука, Абсурдистан, христианство, теология, индийская философия, богословие

Previous post Next post
Up