Мои занятия брахманическими и буддийскими философиями, которые по своей сути суть философии схоластические, то есть построенные вокруг комментирования и диалектического обсуждения центральных авторитетных текстов тех или иных традиций, удивительным образом постепенно заново открыли мне глубочайший мир средневековой европейской христианской схоластики. Собственно, метод диалектического исследования и всестороннего обсуждения всех pro et contra той или иной философской/теологической проблемы на основании высказываний авторитетных Писаний и текстов, относящихся к Преданию/Традиции/-ям, а также Комментарий (изучение авторитетных комментариев прошлого и написание новых) как основа традиционной герменевтики -- это то, что типологически роднит столь разные по содержанию интеллектуальные традиции, как буддийские и брахманические школы -- и католический интеллектуализм Средневековья времён расцвета.
В современном вырожденном, ублюдочном словоупотреблении термины "схоластика" и "догматика" обычно коннотированы крайне негативно, при этом под первым из них подразумевается даже не некое "школьное" занятие традиционными текстами, но интеллектуально сухое и бесплодное, нетворческое делание, связанное с тупой зубрёжкой и бездумным повторением чужих мнений.
Подлинный перелом в моём сознании наступил после многократного изучающего прочтения книги Джорджа Дрейфуса, первого европейца, получившего после 15 лет обучения в тибетской монастырской традиции Гелуг высшее научное звание "геше лхарампа", где он описывает как свой индивидуальный опыт интеллектуального и духовного становления (традиционной тибето-буддийской Bildung), так и саму живую и творческую тибетскую схоластическую традицию, -- причём в сравнительном освещении, -- причастником которой ему удалось стать (ср. Georges Dreyfuss, The Sound of Two Hands Clapping: The Education of a Tibetan Buddhist Monk. University of California Press 2003).
(Кстати, Дж. Дрейфус в своей книге подробно рассматривает запоминание/меморирование как одну из важнейших традиционных вводных техник овладения изучаемым, "школьным" текстовым корпусом.)
Время от времени я заглядываю в Magnum Opus великого Фомы Аквината, чтобы посмотреть на пути формулирования и решения той или иной теологической проблемы, и поражаюсь широчайшей палитре нюансов, одно осознание которых приводит ум к смиренному уразумению своей крайне поверхностной подготовленности, а порой и грубоватости мысленной недоотёсанности. Медленное прочтение выборочных questiones disputatae (обсуждаемых вопросов) заставляет с печалью увидеть, что fides quaerens intellectum, "вера, взыскующая понимания" -- это то, от чего большинство из современных людей крайне далеко (даже именующие себя теологами, не говоря уже о тех, кто называет себя "верующими христианами", нахватавшись вершков недопереваренных обрывков информации или, в самом лучшем случае, воспроизводящих те или иные идеологические тезисы своей конфессии). Удалено, как сказали бы схоласты, как actualiter, так и potentialiter. Главный грех нашего времени, как кажется -- это интеллектуальная примитивность, боязнь задавать вопросы и отсутствие подготовленности и, наипаче, желания терпеливо выслушивать нюансированные ответы.
Нынешнее повальное отвращение европейского человечества к разуму, порядку и структурам, выражаемое в склонности к разного рода идеологическим кричалкам (** характернейшим лозунгом, а, по сути, deliramentum, в этой связи является утверждение о "недопустимости" и "бессмысленности" границ в современном мире) и надоевшему хуже горькой редьки пошлейшему постмодернистскому трёпу, находит своё отражение и в интеллектуальном оппортунизме (по сути, в бездумном вопроизведении разрешённых политкорректностью слоганов) европейских церковных иерархов (начиная с теперешнего действующего Папы), для которых, как кажется, нет практически никакой существенной (!) разницы между религиями и их вероучительными содержаниями. Отсюда это заигрывание с исламскими клириками, бесконечное перемалывание речей о необходимости "диалога", сутью которого стало, практически, совершенно открытое вероотступничество (если позволительно использовать этот термин, который самим современным "культурным католикам", безусловно, покажется анахронизмом).
..............