На днях в Дрездене состоялось официальное открытие нашей докторантуры по сравнительному исследованию монашеских культур. На снимке сверху - ректор Дрезденского Технического университета проф. д-р Ханс Мюллер-Штайнхаген (справа) и директор Исследовательного института по сравнительному исследованию монашества (
http://fovog.de/englisch/fovogen.html) проф. д-р Герт Мелвилл (слева). Фотографии с места события можно посмотреть в моём Лицекнижии
ЗДЕСЬ.
На следующий день состоялся организованный нашей докторантской группой учебный симпозиум (workshop) по введению в сравнительное изучение монашеских культур в разных религиозных традициях. Фотографии можно посмотреть
ЗДЕСЬ.
С докладами выступали:
1) проф. д-р
Timothy Johnson (Flagler College, St. Augustine, Florida), специалист по францисканскому богословию - об образцах рeлигиозной компаративистики в Средние века, особенно на примере
Роджера Бэкона;
2) наш директор и мой научный руководитель Герт Мелвилл, с докладом по введению в историю европейских религиозных орденов;
3) проф. д-р
Claudia Rapp, директор института византинистики Венского университета, с докладом о зарождении христианского монашества и о монашестве в Византии;
4) Мой второй научный руководитель проф. д-р Карин Прайзенданц, директор института Южной Азии, тибетологии и буддологии из Венского университета (
ЗДЕСЬ - описание научных проектов в Венском университете под её руководством) - с докладом об этапах исторического развития монашеских (аскетических) традиций в рамках индуизма;
5) проф. д-р Gaya Charan Tripathi (
Indian Institute of Advanced Study, Shimla, India), с введением в джайнизм и джайнское монашество;
6) проф. д-р
John Young (Flagler College, St. Augustine, Florida), с докладом на тему о взаимоотношениях христианских средневековых орденов и еврейских общин.
В Дрезденском институте с открытием нашей коллегии впервые на серьёзном научном и организационном уровне запускается (экспериментальный) международный и междисциплинарный научный проект по сравнительному изучению монашеских культур, произросших на почве различных религиозных традиций, с особенным вниманием к их основополагающим нормативным текстам. Участники симпозиума/семинара занимались дальнейшей разработкой и уточнением основополагающих критериев, могущих послужить основой для такого научного сопоставления.
И если в Дрезденском институте уже существует множество серьёзно обоснованных теоретических наработок и концепций по сопоставительному изучению христианских монашеских/орденских традиций Европы, то в области межрелигиозной компаративистики такое делается (практически) впервые. Существует всего одна б.-м. серьёзная работа по сравнению "аскетики" в брахманизме и в раннем христианском монашестве (в "Аpophthegmata Patrum") [см.
ЗДЕСЬ], но это - лишь один из множества возможных аспектов. Будем надеяться, что деятельность нашей аспирантуры внесёт некоторый вклад в эту увлекательную и малоисследованную область культурологических исследований.
Уже со своей чисто субъективной точки зрения скажу, что всякий сравнительный дискурс, если компаративная рефлексия проводится по строгим научным критериям, "полезен" уже хотя бы тем, что говорит столь же много о "типологически другом", как и о хорошо вроде бы знакомом (всегда ли это так?) "нашем". Явление монашества, при всём разнообразии своих форм, нормативных текстов и идеологий, не является здесь исключением или прерогативной какой-либо одной религии. Значит, корни данного явления лежат не только в соответствующих религиозных традициях, но и в "антропологических константах" человеческого бытия: таких, например, как желание внутреннего самосовершенствования при понимании недостаточности наличного земного бытия и поиски Трансцендентного (в его самых разных видах, вовсе необязательно "Бога").
Ещё о нашей докторантуре - печальная, но уже официально известная новость: к большому сожалению, нас покинул непальско-тибетский коллега, буддийский Кхенпо. Увы, он не выдержал нагрузки, а также научных требований, связанных с обучением в докторантуре европейского (германского) университета, в нашем Институте. Дело тут не в его интеллекте, а в фактической невозможности глубоко перестроить тип своей рефлексии за относительно короткое время, успешно интегрировав традиционное буддийское схоластическое образование с моделями современного гуманитарного научного дискурса. Кроме того, там всё ещё были очень серьёзные проблемы и с английском языком. Я лично очень надеюсь, что ему удасться поступить в магистрантуру Гамбургского университета по специальности „Tibetan Studies“. Как бы то ни было, с осени наша докторантура пополнится альтернативным, новым коллегой-буддологом (кажется, из Гамбурга и Вены).