О бессмыслице или безумии в речениях философов

Mar 27, 2014 21:06



В Лицекнижии (Facebook) на странице некоего питерского коллеги-философа нашёл такое примечательное высказываниe:
"Прав был умница Бибихин: тот, кто не понял природы необходимости, живёт в логике неизбежности. К вопросу о метафизике русской истории".

Зная об одобрительном отношении вышеозначенного господина к ныне происходящей на наших глазах маленькой репетиции апокалипсиса, я всё вчитывался в эту то ли прямую цитату, то ли вольный пересказ бибихинской мысли, пытаясь подавить инстинктивно поднимающееся раздражённое недоверие. Попросту желая понять заключённую в хвалимой сентенции мысль, вопреки кажущейся невозможности.



Первое, что меня царапнуло, заставив поломать голову над значением выражения, это "метафизика русской истории". Видимо, оно должно означать, что "русская история" какая-то совсем особая, обладающая не только своей особой историософией, тайным замыслом о ней Создателя и внеположной ей целию, но и целой метафизикой, отличной от всех остальных метафизик, которые по сравнению с метафизикой России - какие-то поверхностные и неинтересные. Ладно, это известно.

Я-то раньше думал, что история - это одно, а метафизика - в традиционных учёных дисциплинах нечто совсем другое . Оказалось, что есть "метафизика истории", - по крайней мере русской истории, - наверное, так же, как существует якобы "философия цеха по изготовлению женских колготок", а также "онтология мясного отдела магазина "Пятёрочка"".

Впрочем, возмoжно, что всё проще, и таинственная "метафизика русской истории" оказывается просто попыткой философа подумать над историей России, взяв обе усреднённые и условные величины в их взаимодействии объектами своей философской рефлексии. Не уверен, но думаю, что Мамардашвили, а тем более его приятель Пятигорский назвали бы это предприятие довольно глупым. Прежде всего потому, что оно требует невероятного упрощения, примитивизации очень сложных объектов. И, тем самым, вульгаризации мышления, перенаправив его из области философского думания в политическую публицистику.

Здесь даже едва ли стоит напоминать о парадоксальном высказывнии Пятигорского: "Если философу с восторгом говорят, как же он правильно написал (или сказал), то это первый знак, что он неправильно подумал" [цитирую приблизительно]. Восторгаются не мыслью, но афористичностью формулировки, её внешней риторической убедительностью. Мыслью невозможно восторгаться, её можно лишь попытаться понять, но обычно это трудно.

Я всё пытаюсь понять, что же хотел сказать Бибихин (если это дейстительно его цитата). Требование "понять необходимость" живо напомнило мне то ли мраксову, то ли ленинскую мудрость о "свободе как осознанной необходимости", которой и меня во времена советской юности на лекциях по марксистско-ленинской "философии" насиловали в мозг, вызывая от интимных сношений с сею наукою целый спектр душевно-интеллектуальных тошнот [post factum оказалось, что исконно это мысль Гегеля, но у меня она почему-то ассоциируется исключительно с Лениным. Ну да ладно]. Вероятно, российские философы до сих пор кормятся этим мраксово-ленинским сухим пайком - то ли за неимением, то ли запретом лучшего. Или за неумением его, наконец, сформулировать?

Очевидно, сентенция означает, что истинно „свободным“ человек (когда-то строитель коммунизма, а ныне зиждитель земного небесного Китежа на отдельно взятой 1/6 части суши) становится, лишь познав свою полную несвободу, то есть некую железную "необходимость". Необходимость чего? Вероятно, беспрекословно исполнять волю земного начальства, отождествляя её с волей Начальника Небесного, рупором которого выступает каста брадатых жрецов с панагиями. Необходимость исполнить те или иные предначертания "метафизики русской истории", задумку (единственно истинного) Русского Бога о России. Истолкователем коей замыслено, разумеется, всё то же Начальство, поставленное самим Всевышним надзирать за коллективным несмышлёнышем: как бы он не разбил дорогую посуду или не обкакался!

Вот чтó такое "природа необходимости" и в чём она заключается, я из этого краткого высказывания так и не смог сначала толком уразуметь. У меня лишь одни предположения, одно фееричнее другого. Возможно, природа ея (необходимости) заключена в соборности, то есть в коллективизме, выразившемся в величии Великих строек века, всяких там Беломорканалов и прочего подобного, когда безраздельно царила весёлость, задорный юный дух oбщего дела, святая непримиримость к врагам: Volksschädlinge (или вредители), как выражались великие мыслители Великих Держав 1930-х годов 20-го века. В необходимости быть в одном fascio с Великим Народом, после того, как компетентные организации произвели оздоровляющую прополку "национал-предателей" и других вредных отщепенцев. В выступлении единым фронтом против врагов Народа Русского, находящегося, как известно, на осадном положении единственного в своём роде природного носителя Высшей Правды, которого с корнем желают извести все Тёмные Силы, а наипаче страны лукавого Запада, носители неправды и разрушения.

Впрочем, востребованный современный российский философ, вероятно, увидит эту "природу необходимости" в уникальном русском "культурном коде", где "вселенская отзывчивость" паpaдоксально соседствует с необходимостью воздвигнуть для защиты своей самобытной уникaльности Великую стену или со скрежетом опустить железные жалюзи. Вариантов тут множество, да только методичек написано ещё не про все.

"Логика неизбежности" поражает ум и воображение ничуть не меньше, чем "природа необходимости". Совершенно ясно, что риторически в приведённой сентенции "понимание природы необходимости" противопоставляется "жизни в логике неизбежности". То есть, „жизнь“ предполагает своей предпосылкой отсутствие понимания. Если нет понимания природного, изначально присущего человеку отсутствия свободы (ибо такова "природа необходимости") и радостного факта его принятия (осознавания, "понимания" высшей воли Народа с чистой кровью и его никогда не ошибающегося Вождя), то эта жизнь проходит в модусе "не хочешь - заставим!" Петь или хотя бы припевать (подпевать) хором, вместе весело шагая по просторам. Строить, куда пошлёт Партия. Воевать с тем, на кого безошибочно и гневно укажет мудрый Отец Нации.

На то она и "логика", чтоб не было никакой свободы выйти за заданные ею рамки. Исполнение законов логики призвано обеспечить Министерство логики и его работники логического труда, романтики с Большого дома с большой дороги, чьё сердце горячо, ум холоден, а руки чисты, будучи тщательно отмыты живительной кровью „национал-предателей“, на которых в своей исторической речи провидчески указал Священный Отец.

Всё это мне видится этаким трепещущим пожарным отсветом процитированной сентенции Бибихина, а также почти экстатического одобрения её упомянутым человеком с приличным университетским образованием, отбрасываемым в будущее в виде уже реализуемой программы поступи Троянского коня. Сплочённый воедино пучок людей, глубинно понявших природу необходимости и, после всех десятилетий коленопреклонённого унижения обретших тем самым, наконец, свою великую Миссию, торжественно вручённую им олицетворённой "метафизикой русской истории", желают наглядно продемонстрировать окружающим недоумкам, кто ж такая на самом деле "мать Кузьмы", и избежать тем самым ночных воронков "логики неизбежности".

Ну что тут сказать? Какие философы, такие и философируемые. Какова мета-физика, такова в нашей примитивной трёхмерности и физика, ибо всё построено по аналогиям. И хотелось бы удобно развалиться в кресле, запасшись изрядною порцией жареных кукурузных хлопьев, сёмачек или вяленой воблы и, прихлёбывая из бидона свеженького кваску, понаблюдать за развитием сего удивительного действа - перехода нарастающего количества безумцев в качество нового поворота мировой истории. Да боюсь, что скоро может не остаться удобного кресла, да и попкорн с колой подорожают...

А когда не останется ни наблюдаемого, ни наблюдателя, вероятно, чисто по-ведантийски пребудет одно лишь наблюдение, знаменующее переход от издёрганного бытия в страдающем мире дерущихся дуальностей к окончательному покою нирваны, сиречь к угасанию теплящегося пламени свечи жизни человечества... Спаси нас Будда, все Боги и их святые от этакой сотериологии!


философия, Мордор, актуальное, игра в бисер, общество

Previous post Next post
Up