Наконец завершил и окончательно сдал свою магистерскую работу о категории судьбы в Махабхарате, получившую оценку "отлично". Для интересующихся выкладываю под катом русское резюме работы (которое наскоро написал сегодня, и которое в самой работе отсутствует), которая должна вскоре стать общедоступной в электронной версии на сайте Венского университета (
http://othes.univie.ac.at/) и, тем самым, защищённой от плагиата. Работа написана на немецком языке.
Резюме, включающее также английскую и немецкую версию, а также в виде приложения две таблицы с примерами использования "слова судьбы" "дайва" в Махабхарате можно скачать на моей страничке в academia.edu
ЗДЕСЬ.
P. S. Эта работа, особенно в её части анализа МБх 3.33, является примером синтеза филологического метода исторической критики текста со структуралистким анализом его содержаний, а также герменевтической (философской) рефлекcией над её результатами.
Резюме
В данной магистерской работе исследуется мировоззренческая категория "дайва" (daiva, досл. "божественное"/"божественная [сила]": слово это нередко переводят как "судьба") на разнообразном и многочисленном материале из древнеиндийского санскритского эпоса Махабхарата. В вводной части работы ("Герменевтические приближения") задаётся основополагающий вопрос о сущности мировоззренческих категорий и определяется в этой связи положение среди них категории "судьбы". Далее очерчивается проблема герменевтического плана, проистекающая из противопоставления двух принципиально разных точек зрения на исследуемый материал - этической (перспектива стороннего наблюдателя ) и эмической (перспектива изнутри самой традиции).
Следующий большой раздел ("Дайва: пролегомены к изучению") содержит, во-первых, краткую характеристику основного источника исследуемого материала, санскритского эпоса „Махабхаратa“. Далее следует описание и обсуждение уже имеющихся на сей день результатов изучения мировоззренческой категории "дайва" на примере важнейших научных публикаций по этой теме, а также делается экскурс в существующие теории по поводу этимологии слова "дайва", исходя из различных источников.
Далее категория "дайва" рассматривается в качестве разнообразного и многоликого феномена, основываясь на всестороннем анализе иллюстративного материала, подобранного из санскритского текста критического (Пунского) издания Махабхараты, включая также не вошедшие в основной текст критического издания эпизоды, данные в приложениях, а также интересные разночтения, приведённые в критическом аппарате. Феномен "дайва" характеризуется в работе на следующих различных семантических уровнях: "дайва" как самостоятельное, отдельное слово во всех его значениях и синтаксических связях, "дайва" как компонент санскритских композитов, а также в качестве составной части стабильных поэтических выражений (т. н. формул). Особое рассмотрение получил семантический вопрос о синонимии на примере "дайвы-судьбы" в связи с прочими санскритскими словами, могущими обозначать "судьбу", а также были сформулированы другие вопросы, важные в контексте исследования феноменологии данной мировоззренческой категории.
В следующем разделе ("Около дидактической речи Драупади (МБх 3.33): иллюстративное прояснение") подробному анализу подвергается завершённый текст из санскритского эпоса, содержащий важные указания и сведения, касающиеся категории "дайва". Вначале приводится перевод целиком всего текста на немецкий язык, наглядно представляются его структуры и содержание и, наконец, к каждой из 58 строф последовательно даются комментарии и примечания. Особое внимание при этом уделяется характеристикам представленных в тексте дидактической речи Драупади разнообразных мировоззренческих моделей, а также выдвигаются гипотезы о последовательных этапах становления данного текста как единого целого. Категория "дайва" рассматривается при этом в в качестве важного компонента и поливалентного феномена разноплановых структур дидактической речи и её внутритекстовых интерпретаций.
В завершение работы её результаты ещё раз специфицируются и подвергаются тщательной категоризации в свете подробной герменевтической рефлексии, а также показываются дальнейшие перспективы исследования санскритской мировоззренческой категории "дайва".
Работа содержит 199 страниц вместе с приложениями и списком литeратуры.