„Европейская цивилизация погибнет от сострадательности.
Как Греция - от софистов и Рим от "паразитов" (прихлебателей за столом оптиматов).
Механизм гибели европейской цивилизации будет заключаться в параличе против всякого зла, всякого разгильдяйства, всякого злодеяния: и в конце времен злодеи разорвут мир.
<…> Так что собственно (погибнет) не от сострадательности, а от лжесострадательности... В каком-то изломе этого... Цивилизации гибнут от извращения основных добродетелей, стержневых, "на роду написанных", на которых "все тесто взошло"... В Греции это был ум, sofia, в Риме - воло, "господствую", и у христиан - любовь. "Гуманность" (общества и литературы) и есть ледяная любовь....
Смотрите: ледяная сосулька играет на зимнем солнце и кажется алмазом.
Вот от этих "алмазов" и погибнет все...“
[Опавшие листья, Короб первый, по изд.: В. Розанов, Сочинения, Л-д, "Васильевский остров" 1990 г., стр. 199 сл.]
<Размышляя о подлом "гуманизме" красно-зелёных и об исламском, варварском будущем лишённой корней Европы...>
…………………………………………………………………………………………………..
В. В. Розанов об "оппозиции"
„Вся русская "оппозиция" есть оппозиция лакейской комнаты, т. е. какого-то заднего двора - по тону: с глубоким сознанием, что это - задний двор, с глубокой болью - что сами "позади"; с глубоким сознанием и признанием, что критикуемые лица суть барин и баре. Вот это-то и мешает слиться с оппозицией, т. е. принять тоже лакейский тон.
<...> Страхов провалился бы сквозь землю от неуважения к себе, если бы в речи, имеющей культурное значение, он допустил себе, хоть на минуту, подумать о приставе. Он счёл бы унижением думать даже о министре внутренних дел, - имея в думах лишь века и историю.
Вот эта прелестная свобода нерадикалов - к ним и манит <...>. Таким образом, признание "верховенства власти" есть у радикалов, и решительно нет его у "нашего брата". Вот чего не разобрано, вот в чём не догадываются. Политическая свобода и гражданское достоинство есть именно у консерваторов, а у "оппозиции" есть только лакейская озлобленность и мука "о своём ужасном положении".
[стр. 338 сл.]