Возможно, у кого-то опыт общения с церковными структурами и целиком положительный. У меня он, к сожалению, крайне травматический, сильно и неоднократно ранивший, в определённом смысле многое в жизни безнадёжно искалечивший. Но я всё равно пытаюсь к нему относиться как к неотъемлемой части своей жизни. Что поделаешь -- пусть было, как было. "Господь возможет даже из камней сих воздвигнуть детей Аврааму..." :))) Среди "профессиональных христиан" мне крайне редко попадались личности, не ставшие жертвами коллективных конфессиональных страхов и предрассудков, и не проецирующие эти страхи и собственную неуверенность на свои ближних, формируя образ "врагов" и "грешников". В этом смысле имплицитная психология "людей Книги" обычно очень примитивна, поскольку предпочитает искать проблемы извне, там же формулируя их корни и порождая "врагов"... Насколько я понимаю, в России сейчас как раз волна этого психологического атавизма, напоминающая постепенно душевную эпидемию целой нации. Дело плохо.
вот мой опыт совершенно противоположный - впрочем, не могу сказать, что я общался с какой-то репрезентативной выборкой - скорее с обычными священниками и обычными христианами. Профессиональное христианство это всё же нечто странное
( ... )
Профессиональное христианство -- это церковные профессии, за которые платят деньги. В Европе это, кроме священников, т. н. Pfarrassistenten, т. е. миряне, приходские помощники настоятеля, учителя религии в школах и т. п. служилый люд. Мои замечания касались далеко не только неулыбчивых людей в России. Серьёзным, "верующим" христианам и на Западе присуща неизбывная тревога, апокалиптизм, что отражается и на их лицах, и в умонастроениях. Это не осуждение, но наблюдение и религиоведческое размышление. Людям Книги присущ апокалиптизм и, в крайних проявлениях, хилиазм. У буддистов этого нет. Нету у них и вечного Ада, хотя различных "адов" предостаточно. Буддизм понимает различную предрасположенность разных людей, отсюда и относительная снисходительность к человеческой природе. В христианстве единая для всех планка, а также профессиональная каста жрецов, которая предпочитает от имени Бога всем её диктовать и контролировать исполнение. Отсюда жёсткость реального христианства, несмотря на риторику "любви к ближнему" и прощения.
я слышал некоторое количество проповедей, мало было про ад. Естественно, предчувствие Апокалипсиса - но это ведь оптимистичное предчувствие (в "Отче Наш" - да приидет Царствие Твое).
То есть заранее известно, что всё будет плохо и ужасно, а потом конец. Но разве это повод печалиться? Это ведь в том числе означает, что нет, можно не пытаться строить идеальный мир тут (особенно на костях - ради грядущих поколений), и это не может быт поводом для печали, если мир катится в бездну - потому что не сюрприз.
А про личный ад - тоже странно. Христианство ведь очень эгоистично и персонально - надо самому спастись, а не спасать всех и вся (+ если сам спасёшься, тысячи вокруг тебя спасутся, цитата из не помню кого). В семейной жизни это, конечно, по-разному преломляется.
Если бы, по христианскому разумению, не надо было "спасать всех и вся", то смысла бы не имело ни Павлово делание, ни вообще любая христианская миссия. Об "эгоистическом спасении" -- это вопрос к деятелям РПЦ МП, сводящим всё благовестие христово к исполнению треб, к свечкам и к "личному освящению
( ... )
не-не, улучшать-то мир можно, а вот приводить к спасению - вряд ли. Это верно, что в России никогда не было крепких церковных общин (этим объясняют иногда демократизм Америки и Европы - мол, там это было, и демократия снизу выросла
( ... )
Я далёк от невротического апоколиптизма, перенесённого вовне. Европа переживала и гораздо худшие времена, постоянно видоизменяясь. Глядишь, и теперь выдюжит. А нет, так то уже не моя забота будет. Весь мой апокалиптизм личного плана, с голько-ясным осознанием скоротечности индивидуальной жизни. А вот насчёт "нормальности" церковной жизни в России далеко не уверен. Вы думаете, она до большевицкой революции была "нормальной", охраняемой более чем полутора десятков уголовных параграфов? А теперь воспроизводится модель, доказавшая свою полную несостоятельность. Духу христианства вообще вредит политическое господствование.
нет,не думаю - и, несмотря на мечты многих, воспроизводится не дореволюционная модель (хотя, признаться, мне странно читать разымшления некоторых священнико - вот, мол, время было, все должны были причащаться раз в год обязательно и об этом записи велись, теперь полезно для истории и социологии. Вот времечко-то золотое!).
Так и содержание исповедей иных неблагонадёжных доносилось исправнику, и за оставление православия уголовными карами каралось. Нет уже, чур меня! У меня бы как у католика вообще никаких прав не было в Росс. Империи.
Re: церковная и государственная политика по многим вопрnikaanApril 13 2013, 16:05:36 UTC
ну, я совершенно не понимаю, зачем мне это делать. Понятно, что нет речи Путина, в которой сказано "у нас принципиальные расхождения с РПЦ" и нет речи Патриарха Кирилла в которой сказано симметричное.Что неудивительно (я думаю Римский Папа тоже не писал нигде, что Европа катится в ад, а выражал, например, обеспокоенность нарушения нормальной семейной жизни посредством легализации однополых браков).
Таким образом, когда все всегда за всё хорошее и против всего плохого, онтология позиций больших организаций весьма странна. (см http://nikaan.livejournal.com/201354.html)
Ну например: налицо расхождение позиций по поводу границ контроля человека государством (в т.ч. ювенальная юстиция, закрытие роддомов и школ в сёлах), о наличии и будущности русского этоса, о роли советского времени и его деятелей...
Reply
Reply
Reply
Среди "профессиональных христиан" мне крайне редко попадались личности, не ставшие жертвами коллективных конфессиональных страхов и предрассудков, и не проецирующие эти страхи и собственную неуверенность на свои ближних, формируя образ "врагов" и "грешников". В этом смысле имплицитная психология "людей Книги" обычно очень примитивна, поскольку предпочитает искать проблемы извне, там же формулируя их корни и порождая "врагов"... Насколько я понимаю, в России сейчас как раз волна этого психологического атавизма, напоминающая постепенно душевную эпидемию целой нации. Дело плохо.
Reply
Reply
Мои замечания касались далеко не только неулыбчивых людей в России. Серьёзным, "верующим" христианам и на Западе присуща неизбывная тревога, апокалиптизм, что отражается и на их лицах, и в умонастроениях. Это не осуждение, но наблюдение и религиоведческое размышление. Людям Книги присущ апокалиптизм и, в крайних проявлениях, хилиазм. У буддистов этого нет. Нету у них и вечного Ада, хотя различных "адов" предостаточно.
Буддизм понимает различную предрасположенность разных людей, отсюда и относительная снисходительность к человеческой природе. В христианстве единая для всех планка, а также профессиональная каста жрецов, которая предпочитает от имени Бога всем её диктовать и контролировать исполнение. Отсюда жёсткость реального христианства, несмотря на риторику "любви к ближнему" и прощения.
Reply
То есть заранее известно, что всё будет плохо и ужасно, а потом конец. Но разве это повод печалиться? Это ведь в том числе означает, что нет, можно не пытаться строить идеальный мир тут (особенно на костях - ради грядущих поколений), и это не может быт поводом для печали, если мир катится в бездну - потому что не сюрприз.
А про личный ад - тоже странно. Христианство ведь очень эгоистично и персонально - надо самому спастись, а не спасать всех и вся (+ если сам спасёшься, тысячи вокруг тебя спасутся, цитата из не помню кого). В семейной жизни это, конечно, по-разному преломляется.
Reply
Reply
Reply
Весь мой апокалиптизм личного плана, с голько-ясным осознанием скоротечности индивидуальной жизни.
А вот насчёт "нормальности" церковной жизни в России далеко не уверен. Вы думаете, она до большевицкой революции была "нормальной", охраняемой более чем полутора десятков уголовных параграфов? А теперь воспроизводится модель, доказавшая свою полную несостоятельность.
Духу христианства вообще вредит политическое господствование.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Таким образом, когда все всегда за всё хорошее и против всего плохого, онтология позиций больших организаций весьма странна. (см http://nikaan.livejournal.com/201354.html)
Ну например: налицо расхождение позиций по поводу границ контроля человека государством (в т.ч. ювенальная юстиция, закрытие роддомов и школ в сёлах), о наличии и будущности русского этоса, о роли советского времени и его деятелей...
Reply
Leave a comment