Разница мне видится существенная: аристократ, которых в сегодняшней (пост?-)совдеповской РФ развелось откуда-то несметное множество, по определению элитарен по отношению к людям "третьего сословия". Представление о "бесполезности" аристократа, возвышающегося над "толпой черни", мнится мне, это отблеск фантазий уже глубоко советских людей, для которых невиданным дивом и анахронизмом, гласом из другого мира была какая-ниубдь А. Ахматова, воплощение всех этих фантазий. Но вообще-то аристократ -- это изначально человек служилого сословия, насколько я понимаю, приносящий своему обществу прямую, конкретную пользу: военный, чиновник и т. п. Уже позже аристократия сделалась сословием потомственных дармоедов, кичащихся одним лишь своим происхождением :) То, что Вы имеете в виду, это уже "аристократия" в сильно расширенном, метафорическом понимании. Когда её как таковой уже не осталось, то расцветают подобные интерпретации, что вполне понятно.
Большинство из немалого количества монахов разных христианских конфессий, с которыми приходилось общаться, как раз старались всемерно доказать свою "нужность", даже непременную необходимость миру -- то "поддержанием традиционной духовной культуры", а то тем, что монастыри якобы -- "производят благодать, необходимую для спасения мира". Как раз в точности в смысле мертоновских динамо-машин :) Такой тонкий духовный материализм, по словам одного тибетского насмешника. Освобождением от мира в таком самопонимании и близко не пахнет. Здесь улавливаю, увы, лишь запах самообольщения и тонкой гордыни :))
Боже меня упаси утверждать, что "христианство не имеет смысла"! Просто я, как старый потрёпанный жизнию воробушек с выщипанным хвостом и многажды покусанный злыми дворовыми кошками, ратую за освобождение от ненужных иллюзий, которых у меня по молодости было в своё время предостаточно. Откуда и некоторая опытность в сих вопросах :) Франциск -- это конечно, это да... Хотя, если честно -- что мы о нём как о человеке знаем, помимо легендарных "Цветочков", "Завещания" и орденского "Устава"? Не очень и много достоверного. В образе Ассизского Бедняка трудно отделить вдохновляющую красивую легенду от жизненной неприглядной конкретики.
Франциск, по моему мнению, является как раз разительным примером радикального отбрасывания, отказа от "аристократизма" важных и нередко учёных "хоровых монахов" традиционного старого бенедиктинского монашества, "работа" которых (opus Dei) заключалась исключительно в вычитывании или выпевании положенных литургических Часов. Собственно, францисканцы, в изначальной концепции, и не являлись, строго говоря, "монахами", но нищенствующими братьями-попрошайками. Это сейчас они почтенные монахи, мало чем отличающиеся от тех же бенедиктинцев. Нынешнего Франциска его же наследники погнали бы из монастырям, скорее всего, поганой метлой или занозистыми палками :)
Я полагаю, что понимаю, что Вы имеете в виду. Но в Вашем объяснении "аристократия" -- это уже не столько термин для обозначения конкретного сословия (античного или средневекового общества, а по привычке, в виде совершеннейшего уже анахронизма, и опредеённого законсервированного сословия в некоторых обществах современных), наполненный своими историческими содержаниями, но метафора для обозначения некоей духовно-культурной элитарности, "аристократизм". Всё это так, но
( ... )
Сам я, помимо того, что был 2 года у иезуитов, был также 5 лет у бенедиктинцев. Скажу честно, что в отношении некоего числа бывших OSB-собратий обвинения в социальном паразитизме не совсем беспочвенны :))) Обстановка святой матушки-келлии располагает...
Мой аббат, бывший начальник и добрый друг Heinrich Ferenczy, со свойственным ему практицизмом и реализмом, считал, что если человека приходит в монастырь, то призвание у него уже есть :) Иначе бы он не пришёл. А если нет, и он ошибся, то он и сам уйдёт. Но если его выживут завидущие и интригующие собратья, то это не значит, что у человека "нет призвания". Просто значит, что не туда попал. Из всех этих разговоров о призвании нередко создают инструмент для манипулирования судьбой человека. А именно потому, что относятся к "призванию", как парящие в облаках духовные бойскауты.
Я не думаю, что следует "забыть Бога и призвание". Но вот с высоким штилем не всё так просто, мнит ми ся. Высоким штилем, увы, много мерзостей творилось и продолжает делаться, и всё во имя исключительно благородных, "божественных" целей. И оправдывается это всё тем же Именем Божиим (Который почему-то препочитает молчать), "пользой для Церкви" и прочими... -- не "хламом", конечно, но традиционными, архаичными номинациями
( ... )
(The comment has been removed)
То, что Вы имеете в виду, это уже "аристократия" в сильно расширенном, метафорическом понимании. Когда её как таковой уже не осталось, то расцветают подобные интерпретации, что вполне понятно.
Reply
(The comment has been removed)
Освобождением от мира в таком самопонимании и близко не пахнет. Здесь улавливаю, увы, лишь запах самообольщения и тонкой гордыни :))
Reply
(The comment has been removed)
Франциск -- это конечно, это да... Хотя, если честно -- что мы о нём как о человеке знаем, помимо легендарных "Цветочков", "Завещания" и орденского "Устава"? Не очень и много достоверного. В образе Ассизского Бедняка трудно отделить вдохновляющую красивую легенду от жизненной неприглядной конкретики.
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Leave a comment