"Профессор Джон Л. Эспозито совершенно справедливо замечает, что "история исламской общины, начиная от Мухаммеда и до наших дней, может быть прочитана в рамках того учения, что излагает Коран в связи с джихадом. Коранические учения всегда имели существенное значение для взаимопонимания мусульман, их благочестия, мобилизации, экспансии и самозащиты.
Джихад как борьба связана с трудностью и сложностями проживания жизни в добре... В зависимости от тех условий, в которых человек живёт, джихад может также обозначать борьбу с несправедливостью и угнетением, распространение и защиту ислама, и создание справедливого общества посредством проповеди, поучений и, при необходимост, вооружённой борьбы или священной войны".
Какими бы ни были различия в интерпретации ислама, "всё свидетельствует о центральном значении концепции джихада для сегодняшних мусульман. Джихад - это определяющая концепции или вера в исламе, ключевой элемент в понимании того, что означает быть верующим, взыскующим Божию Волю".
[Цитируется по: Richard Bonney, Jihad: From Qur'an to bin Laden. Palgrave Macmillan 2004].
Интересно, сколь многие полагали возможным построение "идеального, справедливого общества" путём войны, вооружённой борьбы, ликвидации врагов, пролития крови. Вообще, общественный пафос любой религии чрезвычайно амбивалентен, по меньшей мере. Любого рода моральный идеал, вдохновляющий и утешающий иногда и самых слабых и примериваемый на себе сильными, является для большинства людей "бременем неудобоносимым". Как чрезмерно натянутая струна, она непременно должна лопнуть.
В исламе индивидуальный, внутренний "великий джихад" давал миру величайших мусульманских святых, сопоставимых с великими святыми всех основных религиозных традиций. Социальный "малый джихад" в наши дни - это терроризм, взрывы смертников, казни нарушителей общественной морали, бесконечные убийства...
В христианстве эта верхняя ("небесная") и в реальности едва ли для кого достижимая планка задана императивами Нагорной проповеди. Координаты "плюс бесконечности", к которым ассимтотически стремится редкий христианский "муджАхид" - Заповеди блаженств и их невидимое, безумное для мира духовное совершенство. Стоит даже лежащему в самом грязном болоте поднять голову вверх, в сторону неба, как у такого человека есть шанс увидеть ступни танцующего Бога... Потому как сказано, что "трости надломленной не переломит..." (ср. Ис. 42,3).
Для обычных людей, исповедующих любую религию, всегда остаётся простое "золотое правило нравственности": "Не делать другим того, чего не желаешь сам себе". А дальше - "делай что хочешь". Зилоты любой религии (исламисты-салафиты, охотящиеся на еретиков и истово верующие в Антихриста и священный Типикон сторонники "православия-или-смерти", "беззаветно преданные идеалам коммунизма" большевики и т. п. - все они здесь смыкаются в одного Шайтана!) всегда требуют совершенного исполнения высших нравственных норм от других.
Попытка такого насильственного, основанного на жёстком принуждении ради благой цели, построения идеальных обществ, как известно из истории, не может не оборачиваться гибелью расходного материала социальных экспериментов, никчёмных людишек, "не оправдавших надежд". Гекатомбы смерти и палачи-пассионарии.
Господи, храни меня от "глубоко верующих", а особенно высокоморальных! Ибо нравственность их свирепа и благочестие беспощадно.
(Размышляя о казусе PR и о религии вообще…)
[На фотографии: развороченная взрывом в начале лета 2005 г., во время моей поездки в Ливан, маронитская церковь в г. Джуние]