Его Высокопреосвященство Чингисхан

May 26, 2012 01:50




Сегодня наш институт посетил глава монгольских буддистов Хамба Лама Габжу Чойжамц Демберел, настоятель монастыря Гандантэгчинлин, что в Улан Баторе. С первого взгляда это высокий буддийский "прелат" поражал воображение: грузный дядька, с огромными руками и хищно загнутыми носками кожаных сапог. Богатырского вида монгол, он наиболее органично смотрелся бы, когда б гордо восседал на саврасом жеребце, размахивая кривым изострённым мечом, с парой отсечённых русых голов непокорных рязанских или владимирских витязей, притороченных к седлу дикого скакуна.


Звуки монгольского языка, мне до той поры вовсе незнакомого, звучали таинственно-волнительно, подобно шуршанию марсианской речи, как бы повелевая приступить незамедлительно к изучению этого престранного явления дикой степной природы. Более всего речь эта напоминала торопливый шёпот сквозь гневно стиснутые зубы, хотя сам старец поражал кротким и даже слегка весёлым видом, что резко контрастировалo с фантастикою навеваемого его физической мощью древнего устрашающего образа хана Чингиза или, на худой конец, внука его, грозного завоевателя Батыя.

Уж очень потянуло меня попытаться понять, как этакое сухое трение глиняных катышков о тростник , - с пришипами, зацоками и подчоками, едва ли не лишённое промежуточных гласных - возможет непостижно нести высокие значения слов пробуждённого Учителя-Санжея, поразительно умиротворивших некогда целый воинственный народ, потомков кровавого Потрясателя Вселенной хана Чагониза, пронёсших во времена оны ужас, смерть и запустение до самого Последнего моря!

Слушая рассказ этого иерарха об истории буддизма в Монголии, мне особенно запомнилось свидетельство из новейших времён: повествование о том, как, начиная с 1921 года, монгольские коммунисты, не без помощи русских товарищей, последовательно вырезали всё образованную элиту буддийского (гелугпинского) монашества, начисто прервав монашеские традиции передачи знаний. Сами монастыри-дацаны эти кровавые "товарищи" не просто разрушали. Нет, они их буквально сравнивали с землёй, не оставляя даже следа руин на поверхности.

Избежали жестокой, мучительной гибели лишь самые простые, необразованные монахи, отделавшись необходимостью снять с себя обеты и отправиться в изгнание, работая в каких-то там своих колхозах. Всё же образованное духовное сословие было изведено с корнем. Кажется, в 1937 году Монгольская нар. республика была официально провозглашена антирелигиозной, наподобие атеистической Албании. Религия находилась под полнейшим запретом.

Даже и сейчас, - посетовал Лама, - монгольский народ находится под чрезвычайно сильным влиянием коммунистической пропаганды, продолжающей свою деструктивную работу через фильмы коммунистической поры или почитаемых актёров тех времён. Мне это напомнило ностальгическое чувство, с которым до сих пор смотрятся иные из советских фильмов. Именно так! Коммунистический образ мыслей продолжает воспроизводиться дальше, в молодом поколении - продолжал жаловаться Лама. А мне и это показалось чрезвычайно знакомым, до щемящего, тоскливого ощущения безнадёжности. Видимо, сладкая отрава коммунизма одинакова для всех народов, поражённых этим гибридом раковых метастазов со СПИД-ом, будь то монголы или русские - всё едино.

Другая часть тренодии гелугпинского "архимандрита" поразительно напоминала сетования нынешних московских православных: что-де до сих пор в Монголии облагается налогами монастырское имущество. Иное печалование было на "засилие иностранных сект", особенно американских, использующих бедственное положение простого народа и привлекающего прозелитов гуманитарными подачками, отвлекая его от "канонической (жёлтой) веры". Правда, "секта римских католиков и русских ортодоксальных христиан" удостоились похвалы, так как являются "почтенными традиционными религиями". Иное дело - американские религиозные движения. Зилоты из них ходят по домам людей, собирая (выманивая или покупая) священные предметы буддизма (книги, статуи), с целью их уничтожения.

Монахи там до сих пор должны служить в армии. Основная трудность состоит в интегрировании буддийских учений в повседневность посткоммунистических мирян. На вопрос: "Почему именно буддизм?", его высокопреосвященство дал ответ, что "буддизм - это сама воплощённая демократия, и что свобода, особенно свобода передвижения, издревле лежит в природе, в крови свободолюбивых и гордых монгольских кочевников".

До начала 1920-х гг. в Монголии было более 1000 храмов, сейчас же восстановлено лишь около 140. Три наиболее крупных образовательных центра созданы наподобие гелугпинских тибетских факультетов Лоселинг, Гоманг-дацан и Сэра-че. Также какая-то часть монгольских монахов получает образование в Южной Индии, в трёх традиционных монастырских тибетских университетах (т. н. "Дэнса-сум").

Под конец доклада аудиторию постепенно стали заполонять какие-то монголы и монголки с малыми детьми, у которых беспрерывно звонили мобильные телефоны. А снаружи, из университетского кампуса, раздавались надсадные вопли, кричалки и гулкий барабанный бой очередного красного шабаша насогласных студентов-протестантов, вселяя смутное ощущение неизбывной трeвоги и глухого раздражения. После окончания лекции зал уже целиком состоял из монголов, пришедших взглянуть на своего духовного Отца и пообщаться на междусобойчике. Пришёл и полномочный посол Монголии в Австрии, которого приветствовали наши институтские профессора и передали ему в дар несколько книг по монголистике, изданных в Австрийской Академии наук.

UPD: Некая американская студентка спросила Хамба Ламу что-то про ситуацию в "современном Тибете". Ответ Ламы неожиданно был более чем политкорректным, и раза три через своего английского переводчика он его повторил, говоря, что "В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ..." Мы с этой девушкой как-то самопроизвольно весело переглянулись.

























Профессор Матес предаёт в дар монгольскому послу книги по монголистике, изданные в Вене.


встречи, Тибиндо, университет, доклады, буддизм, впечатления, Австрия, Вена

Previous post Next post
Up