"Пересечение черты": социальные эксперименты с бомжами, и прочие весёлые факты

Jan 06, 2011 23:48




Относительно недавно разговорился я в центре Вены с одним своим знакомым, беспутным бывшим студентом, тусующимся ныне на венских улицах в не самом избранном обществе тамошних вечно подвыпивших или совсем пьяненьких завсегдатаев. Так вот, знакомец этот сообщил интересные сведения о своих "коллегах", обитателях венских улиц, туалетов и ночлежек, которых называют на венском диалекте "Sandler" (а в северной Германии - Penner, или Obdachloser - на литературном немецком языке Hochdeutsch).


[Одна из таких знаменитых ночлежек, называемаыя "Gruft" ("Склеп"), прелести каковых, кстати, довелось в своё время изведать небезызвестному позже Адольфу Алоизовичу Шикльгруберу, безвестному тогда австрийскому пейзажисту, расположена почти в самом центре Вены, близ Mariahilfestraße - по-домашнему: "улица Маши-Помощницы", у станции метро ветки U3 "Neubaugasse"].

Среди них, кроме естественного пьянства и, иногда, наркомании, также весьма распространено попрошайничество. Наверное, как и везде среди представителей таких люмпенизированных личностей.

И, по моим наблюдениям, этим попрошайкам, среди которых встречается немало молодых и сильных, относительно здоровых на вид людей, на венских улицах довольно бойко подают. Некоторые, расчувствовавшись, дают и по десятке сразу, а иные, как мне рассказывали, и по 50 или даже сотне. Евро, естественно, не рублей. И если когда-то, в памятные мне 1990-х, "жертвы социальных обстоятельств" клянчили по "паре шиллингов", то теперь это уже "пара евро".

Я, конечно, видел, что на выпивку эти бомжи вполне себе набирают целые мешочки монет. Но голая правда превзошла все мои самые смелые ожидания. Оказывается, средним (!!!) дневным "заработком" активного, профессионального венского попрошайки является сумма где-то от одной до двух сотен евро в день, а иногда и значительнее! И если даже принимать во внимание, что не во всякий день подают одинаково щедро, и что встречаются совсем скудные даянием дни, да не во всякий день, будучи в запое, хочется отправляться "на работу", - мы вместе с моим информатором (который сам не чужд подобного рода экзерсисов, предпочитая на работу пока не устраиваться) вычислили следующее:

Средней (!!!) месячной "зарплатой" активного в попрошайничестве венского бомжа следует считать сумму где-то минимум от 2-х до 4-х тысяч евро (sic!!!), да ещё и не облагаемую налогами. И тут же мой собеседник привёл в пример известного на площади св. Штефана попрошайку Полли, мужичка лет 50-ти (я сам ему как-то раза 2 подавал, по доброте душевной), у которого, оказывается, имеется личный дом на Майорке, в этом средиземноморском раю для немцев, и куда тот ежегодно летает отдыхать.

Разговор был настоящим для меня открытием и даже слегка - мягким таким шоком. Вот и заканчивай после этого несколько факультетов Венского или иного университета, оставаясь по средним доходам ниже самого скромного прожиточного минимума! Не пора ли срочно переквалифицироваться в профессионального венского попрошайку (Чур меня, конечно, - это я так шучу!..)?
Эпизодическое общение с венскими бомжами с давних пор привлекало меня своим "crossing the line" ("пересечением линии", как говорят англо-саксы), в качестве упоительного и богатейшего источника живого низового венского диалекта (сохранившегося в наиболее чистом виде именно у "сандлеров", у кучеров венских фиакров, а также работников Венского Центрального кладбища и иных специфических профессиональных и социальных групп). Также интересовал вопрос - "узнают или не узнают" в качестве "неприродного", то есть не от рождения, венца? Опыт показывал, что обычно не узнавали, что звучало лестным комментарием моему австрийскому немецкому.

Бомжи или "околобомжный народ" в Вене (например, понаехавшие из Германии панки) выделяются также тем, что пьют прямо на улице или в метро пиво из банок - вид, обычный для вечерних улиц российских городов (правда, я слышал, что эта практика в России в последнее время запрещена), но не совсем стандартный для улиц городов австрийских. Также популярны среди них двухлитровки красного (обычно) вина, которые можно купить в любом магазине и которые называются по-венски Doppler, то есть "двойными", и стоят всего 2 с копейками (центами) евриков.

И если, некогда приехав в Вену, я, немецким владея уже вполне сносно, диалект венских бомжей или иных (люмпен-)пролетариев, а также вагоновожатых, почти не понимал, то сейчас могу утверждать, что он мне по звучанию и фразеологии почти родной.

Конечно, свою немалую роль тут сыграла многолетняя выучка у иных моих венских, более социально адекватных и образованных знакомых или друзей, не чурающихся венского диалекта в быту и вообще в городской повседневности. Причём я всегда старался образчики венской народной речи записывать фонетической транскрипцией в особую тетрадочку, а потом заучивать эти словечки или выражения наизусть.

И, наконец, практический вывод, который я сам для себя сделал, не на шутку поражённым явленными "окладами" венских попрошаек: попридержу-ка я свои карманные жёлтые кругляшки евроцентов для других целей...

………………………………………………………………………………………………

[Да не пугаются те из щепетильных мой френдов, что "вон, дескать, до чего уже докатился"! Бомжи - это, конечно, не моя родная стихия, слава Богу… Однако как социальный эксперимент общение с ними бывает ещё как поучительным: каких тут только историй про жизнь не понаслушаешься, каких только выражений на венских низовых социолектах не изучишь!

А первые социальные эксперименты подобного рода Вашему покорнейшему пришлось ставить ещё много лет назад, во время моих разнообразных духовных карьер: в духовной семинарии в Риге, - общаясь с обитателями домов престарелых, лечебниц-пансионатов для душевнобольных, - а также в Литве в послушничестве у иезуитов - работая на стройке, в детском доме для детей-инвалидов, - или в лагере для беженцев в Австрии, в Traiskirchen под Веной, а также в "Каритасе" с беспризорниками и в других местах.

Как посмотришь, из каких встреч и регулярного экзотического опыта складывался опыт жизненный, длившийся в целом многие годы - так и перестанешь о себе думать как о лишь "кабинетном недоучившемся учёном", по-страусиному зарывшимся в свои восточные фолианты. Но всё же, признаться, в окружении книг и студентов я чувствую себя наиболее адекватным и востребованным. Это - пока что. А дальше - уж как Бог даст…

… Ну вот, хотел написать маленький шуточный пост про рaсчудесные "заработки" венских попрошаек. А получилось - целое рассуждение…]

встречи, личное, социальное экспериментаторство, Австрия, воспоминания, Вена, общество

Previous post Next post
Up