Подобно термодинамическим процессам перехода между различными агрегатными состояниями веществ - твёрдым, жидним, газообразным и плазменным - я экспериментально наблюдаю в течение последних полутора лет с лишком переходы между разными состояниями реальности. Эти "агрегатные состояния" - виртуальность и вещественная, физическая реальность. Лабораторным полигоном является Живой Журнал, экспериментатором-метафизиком - Ваш покорнейший.
Как я давно наблюдаю и, кажется, некогда писал в своём Субботнем семинаре, виртуальная реальность во множестве своих форм, чьей матрицей является интернет, характеризуется прежде всего отсутствием телесности и связанных с ней измерений. Это смутно мерцающий и беспорядочно мельтешащий мир неких недовоплощённых форм. Даже если "виртуальный собеседник" не анонимен, представлен своим настоящим именем и подлинной фотографией, отсутствие "телесности" общения тем более ощутительно.
Про так называемых "собеседников", представленных только выдуманным ником и какой-нибудь забавной или страшной картинкой, я вообще молчу: не в коня корм.
Бестелесная "коммуникация" является не "общением", а обменом - содержаниями того или иного состояния своего ума. Если вспомнить известное абхидхармистское (индо-буддийское) деление проявления живого существа на уровни тела, речи и ума, то в случае виртуальной переписки налицо лишь последнее. Тело, как и речь - по понятным причинам отсутствуют.
Начиная этот Журнал как утопический проект - этакого поля для Беседы поверх всех и всяческих границ, я сравнительно недавно окончательно убедился в его несостоятельности. Беседа требует телесного присутствия собеседников, само её название интонационно подразумевает неспешность, субъективное ощущение времени как медленно текущих вод, вплоть до полной потери осознавания хроноса.
Границы, довольно жёстко задаваемые интернетом, почти с необходимостью включают в себя метафизическую одышку - вынужденно поспешное реагирование на чужие посты, поспешные и часто поверхностные реакции читателей на свои, задыхающуюся от суеты необходимость куда-то посмотреть по чьей-то наводке, прочитать нечто в интернете, потому что это якобы "очень важно, и это надо знать".
Длинные посты вряд ли кем-то читаются - как мне указывали назидательным занудным тоном, "это не формат ЖЖ". Однако что такое "формат ЖЖ"? Формат - это та форма, что придаёт ему его создатель, и содержание, которое в него вложит. Так что упрёк - мимо, но он показывает определённую, распространённую инерцию мышления.
Итак, "беседа" в традиционном смысле здесь практически невозможна. Что ж тогда?
Возможен агрегатный переход - качеств "реальности": когда виртуальное становится реальным, Ум - обретает Тело и Речь, соединяясь в живом человеке в одно. Это - встреча лицом к лицу. И в этом для меня наиболее утешительный результат ведения ЖЖ, главный аргумент против того, чтобы его вновь ввергнуть в небытиё, из которого он некогда был эманирован, был испущен сакраментальным словом "Будь!" (арабск. KUN).
Всего было несколько встреч, волощений вируталной реальности номинализма в реализм жизни, инициированных первоначальным контактом, завязавшимся через ЖЖ. Некоторые как случились, так и канули, прошли, как и всё проходит в физическом мире. Но оставили свой след в виде воспоминаний: обстоятельств встречи, лица человека, тембра голоса, интонации речи, обстановки, совместных "трапез"... Бестелесный обмен "фотоснимками" содержаний ума таких воспоминаний не оставляет. Другие связи, завязавшиеся через ЖЖ и завершившиеся событием встречи (или нескольких встреч), продолжают жить и приносить свои плоды - в виде зародившейся дружбы, профессиональных связей...
Противоположные результаты - разрушение уже имевшихся до ЖЖ обычных, "реальных" дружеских связей именно за счёт "обмена несовпадающими содержаниями ума". Тоже бывает. Тоже жизнь. Тоже агрегатный переход, только обратный...
Совсем недавно меня посетил в моём маленьком среднеевропейском городке один мой читатель из Москвы с супругой. Собственно, наши совместно проведённые в Вене полтора дня, явившиеся для меня радостью и утешением, и заставили порефлексировать на тему "метафизики ЖЖ", а также о важности человеческого цельного присутствия для - общения.
[Ну и конечно же, наша венская встреча не могла бы обрести своего изящного закругления, не сверши мои достопочтенные гости преданного паломничества в Касталийскую Академию Изящных наук и центр её, именуемый Комком, припав к стопам её покровителя и защитника, Шри Чаешвары-Джатибхуты, Великого Шкафного Существа. Сие торжественное мгновение запечатлено на прилагемой к посту светописи...]