Mar 10, 2013 14:43
Помню я этот скандал с "Нацбестом".
Начинали они очень хорошо.
В отличие от других литературных премий, которые давно уже все были "междусобойчиками", организуемыми своими для своих, "Национальный бестселлер" позиционировал себя как премию широкого читательского интереса. Как и следует из названия, в шортлист входили книги популярные, хорошо покупаемые - те, которые на слуху.
Поэтому премией заинтересовались не только критики, к тому времени утратившие всякое влияние на вкусы читателей и тихо-мирно обслуживавшие свои тусовки, но и издатели, и - что самое главное! - широкие читательские массы.
Всем было интересно, все ждали - кому дадут?
Одним словом, "Нацбест" сделал серьезную заявку на то, чтобы стать ведущей, по-настоящему влиятельной литературной премией.
И вдруг - внезапно! - в 2005 году премия присуждается роману "Венерин волос" никому не известного швейцарского Шишкина, опубликованному в журнале "Новый мир".
В журнале "Новый мир", тираж которого уже тогда стремился к нулю.
То есть не только не "бест", но и вообще не "селлер".
Потому как ни одного - ни одного! - экземпляра этого опуса продано не было, и сколькие из немногих сотен читателей "Нового мира" с ним ознакомились - никому не известно.
Помню, в "Литературной газете" очень возмущался представитель издательства "АСТ", которое продвигало на премию своего автора Оксану Робски.
Что за писатель Робски, можете мне не рассказывать - сама знаю, но с тем, что она тогда была бешено популярна, не поспоришь.
А "АСТ" был из монстров монстр.
После такого, конечно, интерес к премии сошел на нет. Вы, скажем, знаете, кому "Нацбест" был присужден в прошлом году? Знаете? Ну тогда вы очень, до ненормальности, информированный читатель.
Какие силы нужны, чтобы отодвинуть издательского супермонстра и заставить учредителей загубить собственную премию на корню, - я не знаю, догадки стройте сами.
капитализм,
меты текущего,
литература