Я не вижу ничего ужасного в существовании чисто развлекательной литературы и в том, что ее много. Это нормально. Развлекательная литература представляет собой угрозу для "высокой" только в том случае, если "высокую" занесло не туда. Например, вот так: http://edelberte.livejournal.com/17317.html. Или когда "высокая литература" - завитушки для снобов, от которых мухи дохнут. Или за "серьезную", "настоящую" литературу выдают маразматическое старческое блеяние: "Помню, гуляли мы с писателем Н. в Переделкино. Природа была..." В нормальной ситуации хорошая литература - это вершина горы, совершенное воплощение того, что выразило бы "чтиво", если бы умело. "Чтиво" ей не соперник, а свита. Хороших произведений всегда меньше, намного меньше, и это нормально. Ведь коммерческая литература - это, как правило, не гадость, не порнуха, а просто то, что легко и охотно читает неподготовленный читатель. За немногими исключениями, хорошая литература - это просто лучшая часть именно такой литературы - которая легко читается неподготовленным читателем.
По поводу "перестало получаться". Конечно, отсутствие талантов здесь не при чем. Тут другое. Бывает, писатель садится за работу с самыми коммерческими целями и тему берет выгодную, проходную, но если он талантлив, сама рука, само развитие текста увлекают его туда, где внутренние напряжения, где звенит и манит. И если какая-то литература перестала получаться, значит там, где совсем недавно звенело и манило, теперь перестало. Зазвучит где-то в другом.
В нормальной ситуации хорошая литература - это вершина горы, совершенное воплощение того, что выразило бы "чтиво", если бы умело. "Чтиво" ей не соперник, а свита. Хороших произведений всегда меньше, намного меньше, и это нормально. Ведь коммерческая литература - это, как правило, не гадость, не порнуха, а просто то, что легко и охотно читает неподготовленный читатель. За немногими исключениями, хорошая литература - это просто лучшая часть именно такой литературы - которая легко читается неподготовленным читателем.
По поводу "перестало получаться". Конечно, отсутствие талантов здесь не при чем. Тут другое. Бывает, писатель садится за работу с самыми коммерческими целями и тему берет выгодную, проходную, но если он талантлив, сама рука, само развитие текста увлекают его туда, где внутренние напряжения, где звенит и манит. И если какая-то литература перестала получаться, значит там, где совсем недавно звенело и манило, теперь перестало. Зазвучит где-то в другом.
Reply
Точнее и не скажешь.
И Честертон все очень четко разложил по полочкам.
Reply
Leave a comment