Про "жадность" и жадность.

Nov 20, 2013 11:39

Вчера увидела вот этот пост - "Про жадность" http://vse-horosho.livejournal.com/279274.html
Увидела по ссылке от уважаемого мною человека, которого знаю хорошо лично, монтессори-педагога и мамы двоих детей.

Этот пост ещё раз (не в первый для меня) показывает "взгляд с другой стороны" на привычную, я бы сказала "матричную" реакцию многих родителей в подобных ситуациях. Очень часто в погоне за "хорошестью" (ой, только бы не стал мой ребёнок жадным! ой, только бы не подумали, что я его плохо воспитываю!), родители "играют" против ребёнка там, где должны бы глубже и тоньше разобраться в ситуации, будучи на стороне ребёнка и понимая его чувства. Я уже 14 лет гуляю на детских площадках, уже второй ребёнок растёт и много разных ситуаций видела и проходила вместе с детьми. Раньше, особенно с первым ребёнком, я терялась и не всегда понимала, как поступить, какую линию поведения выбрать мне как маме в конкретном случае. С годами и опытом многое встало на свои места.

Статья не даёт алгоритма решения описанной в ней конфликтной ситуации, только заостряет внимание на её неоднозначности.
Вчера - так сложилось - обсуждала эту статью, завязалась дискуссия. И за 10 минут я написала то, что давно хотела записать, но не находила времени. Рада, что записала. «Повешу» здесь. Просто чтобы тему жадности и «жадности» ещё раз озвучить, привлечь к ней внимание. И чтобы поделиться своими «алгоритмами» действий в таких ситуациях. Я не утверждаю, что мои алгоритмы универсальны, но это то, что есть у меня на данный момент жизни и опыта. Я продолжаю учиться и всматриваться в жизнь.

* * *
Итак, базовая установка, которая принята в нашей семье: делиться - это здорово, это хорошо. Ты с кем-то поделился тем, что есть у тебя, а кто-то в ответ поделился с тобой тем, что есть у него, вы вместе играете, общаетесь, и каждому веселее, интереснее и радостнее.
Эту базу мы не на словах передаём детям (хотя и словами в какие-то моменты обговариваем), но самим образом жизни, отношениями в семье и вовне и своими поступками, которые видят дети.

На эту базовую установку накладываются различные жизненные ситуации. И вот тут встают другие вопросы, в том числе вопрос личных границ, личной собственности и пр., которые и поднимаются в статье по ссылке.

Ситуации, с которыми сталкивается ребёнок, я условно разделила на несколько «видов».

1. Когда наш ребёнок встречается с ребёнком из семьи со сходными жизненными ценностями, когда «мы с тобой одной крови, ты и я» )
Если ребёнок подходит к моему ребёнку на площадке и просит у Юрки игрушку (пусть неумело, пусть даже не выговаривая из-за малости возраста все слова, просто говорит одно "дай!" и протягивает ручку, но - просит, т.е. идёт на контакт, договаривается), то... проблемы вообще обычно не возникает ) Юрка делится. За редкими исключениями, когда он сам в данный момент находится в процессе игры именно с этой игрушкой. Тогда я объясняю попросившему ребёнку, что мальчик играет сейчас этой машинкой сам, пусть подождёт, мальчик закончит игру и даст поиграть. Ну и с Юркой мы и дома разговариваем на эти темы. Юр, кстати, в таких ситуациях охотно предлагает ребятам другие машинки, не задействованные сейчас в его игре. Учится взаимодействовать, предлагать компромисс.

2 вариант. Ребёнок подбегает к Юрке и хватает его игрушки без спроса (а это делают отнюдь не одни маленькие малявы, но и его ровесники, а то и старшие - так «воспитаны»!). Юр не хочет отдавать такому игрушку - и тут я сына поддерживаю полностью. Если вижу, что с ситуацией сын по малости возраста ещё не справляется сам, я разговариваю с "вторгшимся" ребёнком: положи на место и попроси у хозяина. Тут я веду себя спокойно, но твёрдо. И в Юрке это поддерживаю - защищаться от вторжения - как психологического, так и физического.
Исключение составляют ситуации, когда малыш ещё очень маленький и не умеет говорить даже "дай". Но такие дети без мамы по площадке не ходят, мама рядом и мы с помощью мамы договариваемся обо всём вместе, вчетвером.

Ответная реакция ребёнка , изначально схватившего игрушку без спроса, на мои слова, как правило адекватная - действительно положит и спросит у Юрки, а Юрка - разрешит (потому что когда с ним по-хорошему, то и он по-хорошему в ответ) и дети затеивают совместную игру. Только в редких случаях схвативший игрушку ребёнок смущается и уходит. Последнее детям как-то не свойственно обычно, именно их натуре не свойственно, они обычно ориентирваны на контакт.

3 вариант. Есть такой тип детей, которые хронически просить не умеют и не хотят, а привыкли хватать всё, что захочется, и поскорее («а то вдруг не дадут!»), да ещё и вопить своевольно, если не встречают понимания и получают законный протест со стороны хозяина игрушки. Вопль (а порой и плач) - это привычная детям манипуляция, которую они отрабатывают на своих родителях и если родители эту модель поведения закрепляют, ведутся на манипуляции, ребёнок выносит эту модель дальше в мир и в общение с другими людьми. Этот вариант (по-моему) как раз описан в статье, когда девочка, захотевшая коляску, выдавала раз за разом высокочастотный вопль, действующий на маму ребёнка-хозяина коляски. Когда Юр сталкивается с таким ребёнком и такими подходом к общению, он протестует и я вполне понимаю и поддерживаю его протест. Я - на его стороне. И тем твёрже, чем больше вижу, как другие родители на площадке таким деткам на их манипуляции дают игрушки своих детей - то есть подпитывают эту модель поведения: покричи погромче, вцепись мёртвой хваткой в чужую вещь - и хозяева сдадутся, оправдывая себя тем, что «ну она же ещё ма-аленькая; вот тебе, детка, только не плачь».

Из-за таких детей, кстати, Юр одно время вообще не хотел ходить на детскую площадку. Был такой этап.

4 вариант. Ребёнок очень хочет поиграть Юркиной игрушкой, но не решается подойти и попросить. Сидит или стоит рядышком и просто смотрит (с непередаваемым выражением лица). Юр, увлечённый игрой, этого не видит. А я-то вижу. Тогда я подзываю Юрку и тихонько (не громко-прилюдно при том не решающемся ребёнке, а тихонько, тет-а-тет с сыном) разговариваю с ним: смотри, вот мальчик, он хочет с тобой поиграть, ему тоже нравятся машинки, предложи ему какую-нибудь машинку и вы поиграете вместе, будет веселее. Юр с охотой делится - и мальчик начинает с ним играть. Когда первый шаг уже сделан и дети установили какой-то контакт, тому мальчику легче попросить у Юры что-то ещё. /// Кстати, я задумывалась о том, почему бывают такие дети, почему так сложно попросить. Был конкретный мальчик, который вот так не решался попросить у Юры машинку. Юра предложил ему сам, пригласил играть. Они стали играть. Мальчишка - хороший, контактный, только чуть «тихоня». И вот они начали играть, как вдруг - с дальней скамейки доносится голосистый окрик бабушки мальчика: «Ты зачем взял чужую игрушку? А ну верни сейчас же мальчику! Это чужое, не наше!» И я поняла, почему мальчику так трудно было попросить игрушку: бабушка (или, может, вся семья) выставляет ему на «чужое» очень жёсткие границы, осуждает его инициативу по налаживанию «внешних контактов». И такое впечатление, что сама она очень испугана тем, что её внук взял что-то чужое. Мне пришлось вступиться за мальчика и объяснить ситуацию. Бабушка перестала кричать, но всё равно осталась очень напряжённой и вскоре забрала мальчика домой, выведя его из этой, неприятной для неё самой, ситуации. Мне мальчишку было жаль.

ПС в целом: ещё я помню Юркин взгляд, когда, бывало, ребята просили у него что-то, что он не готов был им дать, чем был не готов сейчас поделиться, его взгляд, обращённый ко мне: в этом взгляде было столькое! "Мама, неужели я ДОЛЖЕН ОТДАТЬ????" - в растерянности и глубокой печали будто бы он спрашивал меня. Порой он предлагал ребятам другие игрушки, а они настаивали именно на том, чтобы взять "ту самую", потому что им, как и Юре, она нравилась больше всего. И я поддерживала сына в том, что "ту самую" он не ДОЛЖЕН отдавать, что он сам имеет право решить, что готов дать другим ребятам сейчас, а что не готов или будет готов потом. Я даю ему ясно понять, что не осуждаю его за это, не нареку «жадиной» и мне не будет за него «стыдно».
Я даю ему время, не давлю, не тороплю. Я верю в своего ребёнка (потому что знаю его и знаю ту атмосферу, в которой он растёт). Знаю, что он не жадина по натуре и что он всему научится. Мне совсем не важно, что кто-то из родителей может подумать про меня «мама жадины» ))) Мне не важно «впечатление», которое «производит» Юрка или «произвожу» я сама. Мне важна жизнь, её биение и тот баланс вреда-пользы, который несёт каждая конкретная ситуация. Стараюсь исходить из этого, а не из «социального этикета» как формы.

Вариант 5. Когда Юр хочет чужую игрушку, он всегда подойдёт и попросит - сам не хватает, выучился ) Четыре года ведь человеку уже - возраст большой. Он уважает чужую собственность (потому и так протестует, когда кто-то не уважает его собственность). Хозяева обычно дают ему поиграть в игрушку. Но бывает, что и нет. Тогда учу Юрку принимать это "нет" спокойно. И ещё - договариваться. Получил отказ - попробуй другой вариант: может, мальчик захочет меняться "машинку-на-машинку". Ты ему дашь поиграть свою, а он тебе свою. Этот вариант дети часто принимают.

Такой вот пока опыт.

наша жизнь, детство, педагогика, Юрка

Previous post Next post
Up