Орешек. Воспоминания из 2007-го.

Jun 22, 2012 13:04

Там, глядя с невского берега на Орешек, я вспоминала, как мы с Никой и Володей были в этой крепости в 2007-м. Вернувшись в город, перечитала свои рассказы об этом, посмотрела заново фотографии. Хочется снова добраться туда. Думаю, многое изменилось за это время - и в крепости (её реставрировали), и в на самих (а значит, новое общение с этим местом будет иным, чем прежде).

Вот два поста об Орешке с фотографиями - из 2007-го:

Оригинал взят у edel в Орешек
…В лицо ударил крепкий ладожский ветер, волны заплясали за бортом нашего нехитрого судёнышка - то ли парома, то ли катера - и в сопровождении чаек-крачек мы вышли к Шлиссельбургской губе - месту, где воды Ладожкого озера устремляются в русло Невы.
Здесь, у её истока, на о. Ореховом в начале 14 века новгородским князем Юрием Даниловичем, внуком Александра Невского, была построена крепость Орешек, на долгие годы ставшая форпостом на границе со Швецией. На этот раз верный «третий глаз» :) был со мной и я приглашаю вас, друзья, на Ореховый остров.

Вот так выглядит это место - исток Невы - из иллюминатора самолёта:



А вот так - с борта судёнышка, выплывающего из Невы:



Там, за островом и крепостью - ветреная, волнующаяся Ладога.






Если Петропавловской крепости, вставшей много позже в устье Невы, так и не довелось принять ни одного сражения, то на долю стоявшего у её истока Орешка выпала богатая боевая биография. Орешек был крепким и зубы об него обломали многие. Выдержав в течение почти трёх веков немало ожесточённых шведских штурмов, она пала лишь однажды - в 1612 году после 9-месячной осады, став на 90 лет шведской крепостью Нотебург («Ореховый город»). В 1702 году в ходе Северной войны она была отвоевана русскими войсками и переименована Петром в Шлиссельбург - «ключ-город», открывающий/закрывающий доступ в Неву и выход в Балтийское море. Символ Шлиссельбурга (ставший символом и расположенного ныне на берегу Невы города Петрокрепость) - ключ - красуется на Государевой башне, в которой находились главные крепостные ворота.






Через эти ворота мы и проходим…



а этот момент поймал Володя :)



В Великую отечественную Орешек 500 дней и ночей сдерживал натиск гитлеровских войск, не давая врагу окончательно замкнуть кольцо блокады Ленинграда, перерезав последнюю ведущую в город артерию Дороги Жизни. После артиллерийских обстрелов ВОВ крепость так и не восстановлена. Реставрационные работы, на которые выделяется до смешного мало денег, идут медленно. А стены сыплются - со временем (возможно, очень недалёким) от внутренней крепостной стены и внутрикрепостных построек останутся лишь горы битого кирпича и щебня. Руины, коненчо, живописны. Разрушенные стены щедро заросли буйной зеленью - в основном черёмухой и бузиной. Вся крепость пропитана ароматом цветущей сейчас черёмухи. А воздух буквально звенит от гомона и щебета целой колонии стрижей, свивших здесь гнёзда. Жизнь властно берёт своё.











Изнывая под тяжестью гроздьев,
Белой пеной соцветий вскипая,
Вдоль дорог, у оврагов и просек
Снег черёмуха в мае роняет.

И в израненых веком руинах
Меж камней и кирпичных зазоров,
Аромат расплескав нежно-дивный,
Выплетает кистями узоры.

И войной опалённые стены
Новой жизнью дышать начинают.
…А черёмух прибой белопенный
Всё неистовей их заливает.

Две жизни





«И на камнях растут деревья…» И меж камней растут цветы





Карабкаясь по осыпающимся кирпичам, Ника собирала букеты сурепки и одуванчиков, несмотря на предупреждающую табличку «В здание не входить. Возможен обвал». Такие таблички развешаны здесь повсюду. Но как не входить, когда мама с фотоаппаратом, показывая пример, карабкается по соседней насыпи? Как не входить, когда невозможно чинно шествовать по травке посреди крепостного плаца на безопасном расстоянии от повидавших виды старых камней? Как не прикоснуться к ним, не пошептаться с ними о прошлом, не поздороваться с черёмухой и молодой осинкой, крошечные монеты листьев которой прозрачно золотятся на весеннем солнце? Как не нарвать букета солнечной сурепки, забравшейся повыше на стену - ведь внизу, на плаце, парадом командуют одуванчики и сурепке приходится искать место среди камней? Как не насобирать в карманы, набив их до оттяжки, маленьких камушков и осколков кирпичей, на каждом из которых стоит клеймо завода-изготовителя - Ника везде, где бывает, собирает камушки. Ничем не примечательные и порой похожие друг на друга на взгляд стороннего человека, они для неё имеют и различие, и ценность: вот эти - с Дороги Жизни, эти - из Выборга, эти - Изборска, эти - из Несебра… будут там теперь и камешки из Шлиссельбурга.

...А дальше были Безлюдные Пространства. Несмотря на присутствие людей, внутри крепости, так и оставшейся в руинах со времён Великой Отечественной, возникало чёткое ощущение тех самых крапивинских Безлюдных Пространств. Но об этом - в следующем посте.

Орешек

Previous post Next post
Up