Друзья, обращаюсь к вам с просьбой. Нужны советы, идеи, опыт. У Ники чуть меньше чем через неделю - день рождения. 1 сентября ей исполняется восемь :)
Дни рождения мы традиционно придумываем и проводим сами - игры, конкурсы, шутки. Дочкины друзья, которые приходят в гости, уже привыкли к этому. На этот раз мы будем отправлять подросшую (уже второклассники как-никак :)) ватагу в географическое путешествие по разным странам. К каждой стране будет «привязан» какой-то конкурс или действие. Например, путешествуя в Америку, где был изобретён телефон, мы будем своими руками изготавливать «телефоны» из спичечных коробков и нитки - помните из детства? :) - если нитку струнно натянуть и сказать что-то в коробок, то человек, приложивший к уху другой коробок, услышит сказанное тобой. Изготовлением таких телефонов мы увлекались в детстве с братом, когда я притащила из школьной библиотеки интереснейшую книгу «Физика для малышей».
Путешествуя в Японию, мы будем играть в самураев. Это будут игры во дворе на внимание, ловкость, быстроту реакции. У нас с мужем есть ещё несколько задумок, но этого пока мало. Если кто-то из вас подскажет идею конкурса или игры, которую можно привязать к определённой стране (это должно быть как-то связано с традициями или историей этой страны), мы будем благодарны. Вообще все идеи, связанные с празднованием детских дней рождения, любой интересный опыт - принимаются с радостью, ибо сценарий ещё в процессе доработки. Да и на будущее хорошо иметь такой фонд идей :)
А я, в свою очередь, делюсь с вами тем, как мы проводили прошлый день рождения Ники - семилетие - может быть, наши идеи пригодятся кому-то из вас :) А если ваши дети уже выросли - всё равно загляните под кат и… вспомните своё детство :)
Основная идея была в том, что мы искали сундук с сокровищами. Для этого нужно было выполнить задания-конкурсы, получить за них магические ключи, а, собрав нужное количество ключей, обменять их на большой ключ, открывающий сундук. Потом нужно было найти сам сундук. Место, где он спрятан, обозначено на карте. А карта разделена на 6 кусочков (по числу участников) и спрятана - эти кусочки нужно было найти, сложить карту и по отмеченному на ней крестику найти сундук
Накануне вечером… (под катом фотографии и рассказ)
…я нарисовала карту квартиры, отметив на ней крестом место, где будет спрятано сокровище, а потом стала Предавать огню плод своего труда :) Обжигать над свечкой - чтобы карта смотрелась старой пиратской картой, повидавшей виды.
Сундук тоже был склеен и разрисован заранее - из плотного картона. В него мы положили сладкие призы (можно туда положить шоколадные монеты в золотых обёртках, можно - киндер-сюрпризы (и шоколадка, и игрушка в одном), можно - маленькие недорогие наборы конструктора «лего» - его интересно собирать и мальчишкам, и девчонкам - с пиратской тематикой "лего" есть)).
Всю ночь накануне мы с Вовкой надували шарики, а потом тихонько развешивали их в комнате спящей Ники, создавая атмосферу праздника.
Ещё был заранее заготовлен такой «мешок со сказочными предматами»: в холщёвом мешке с пришитыми на нём яркими заплатами были собраны разные «предметы из сказок» для конкурса «Угадай, из какой сказки предмет и назови автора». Предметы были примерно такие:
- скорлупка грецкого ореха с лепестком розы (кроватка Дюймовочки; «Дюймовочка», Андерсен);
- нарисованная крупно на жёлтом картоне монета «1 копейка» (денежка из «Мухи-Цокотухи» Чуковского);
- глиняный горшочек и лопнувший шарик на ниточке (всё, что осталось от подарков для Иа-Иа; «Винни-Пух и все-все-все»; Алан Александр Милн);
- горошина в футляре (футляр из-под любого колечка или какой-либо бижутерии) (горошина из «Принцессы на горошине» Андерсена);
- «хвост Иа-Иа» - верёвка, распушённая на конце, к которой привязан бантик, а сверху она надета на гвоздик :) («Винни….» Милн)
- длинная грубая верёвка и мешок (собственно, тот самый, в котором лежали все вещи) - вещи Балды из «Сказки о попе и работнике его Балде» Пушкина;
- метла Бабы-Яги из русских народных сказок;
- аленький цветочек (искусственный алый цветок в вазе) - «Аленький цветочек» Аксакова;
- деревянное веретено, на которое намотана нить («Спящая красавица» Ш.Перро)
- яблоко (которое дала Чернавка Царевне в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина)
- ключ (тоже из картона, обмотанный фольгой) - «Золотой ключик или Приключения Буратино» А.Толстого
- пёрышко («Пёрышко Финиста Ясна Сокола», русская народная сказка)
Я перечисляю по памяти, что помню сейчас навскидку. Таких «сказочных» предметов можно набрать великое множество - в зависимости от того, какие книги дети читали, что знают. И провести с ними увлекательный конкурс.
Ещё для проведения конкурсов нужны были:
- не привязанные ни к чему воздушные шарики (по числу участников);
- магнитофон с весёлыми мелодиями;
- географическая карта и карта солнечной системы с нарисованными, но не подписанными планетами;
- набор колец и стойка с палками, на которые накидываются кольца (для конкурса «Острый глаз»);
- картонные ключи (чем больше, тем лучше; у меня их было около 70 штук) и большой красивый фигурный ключ (у нас он был тоже картонный).
Утром мы с Никой приготовили для гостей лёгкое угощение (дети, в отличие от взрослых, не любят сидеть за столом; взбудораженные праздником и общением, они едят немного и лучше, чтобы это было что-то негромоздкое, штучное): бутерброды канапе в виде звёздочек, бабочек и пр.(булка, колбаса, сыр, свежий огурец - всё простое), набор маленьких «Ленинградских» пирожных, соки, фрукты,порезанные на кусочки.
Ребят (вместе с Никой) было 6 человек (Юля, Аня, Настя, Максим и Саша) - чётное число, удобно делить на команды, но в этот раз мы их не стали делить - они выполняли задания одной дружной командой. Знакомы между собой были не все. Мы познакомили ребят, каждый поздравил Нику, а чтобы познакомить их ещё лучше, мы начали вот какую игру.
«Угадай, о ком речь»
Ребята по-очереди водят. Ведущий загадывает кого-то из находящихся в комнате (включая и взрослых), а потом начинает его описывать. Но описывать, само собой, хитрО. «У этого человека в одежде присутствует белый цвет…» Ребята внимательно оглядываются, присматриваются друг к другу - предположим, белый цвет есть в одежде у 5 присутствующих из 8-ми (включая нас с Володей). Тогда ведущий называет ещё один признак, тоже довольно общий, но по которому тем не менее количество претендентов уменьшается: «У этого человека тёмные волосы…» Ребята снова внимательно осматривают друг друга. И так далее. Кто первый догадается, кого загадал ведущий - становится ведущим. Игра очень увлекательна и азартна. Она позволяет не просто познакомиться и присмотреться-привыкнуть друг к другу, но и развивает эмпатию.
Аня водит
Кого же загадал ведущий?
Когда каждый побывал ведущим, я рассказываю ребятам о том, что сегодня нам предстоит пройти разные испытания, которые проверят, насколько они дружны и умеют работать командой, и найти сундук с пиратскими сокровищами.
Объясняю правила: выполняя разные конкурсные задания, зарабатываем ключи, получаем большой ключ. Что будет дальше - пока не говорю, пусть концентрируются сперва на одной цели - получение ключа. Другая - поиск карты - ещё далека и потому сейчас для них будет абстрактной.
1 конкурс. «Сказочное бюро находок».
Для этого конкурса как раз и пригодится приготовленный заранее заветный мешочек с вещами из сказок.
Ведущий говорит (слова ведущего даю везде кратко, схематично) примерно следующее:
- В бюро находок находится много вещей, потерянных героями сказок. Надо помочь их опознать, чтобы вернуть потерю. Правильно назвав, чья вещь и из какой сказки, команда получает ключ. А если сможете назвать и автора сказки - то ещё дополнительный ключ.
Надо сказать, что когда из мешка наяву :) достаёшь «сказочные вещи», на детей это производит впечатление. Особенно им понраивлось веретено. А насмешили особенно хвост Иа-Иа и горшочек с шариком :)
2 конкурс."Летят по небу шарики..."
Надо немного подвигаться, ибо долго сидеть дети не любят. Конкурс с шариками. У каждого шарик. Задача: подкинуть шарик вверх и, пока играет музыка, не уронить на землю. Включаем музыку. Это может быть любая весёлая мелодия. Но есть одна песня, которую я очень люблю и всегда включаю для этого конкурса: песня на стихи Даниила Хармса «Летят по небу шарики» - помните? :) Её прекрасно положила на музыку и исполнила Елена Гудкова.
3 конкрус. Конкурс художников.
Вечный как сама жизнь :) Дети с завязанными глазами должны подойти к висящему на доске листу, на котором нарисован овальный контур будущего лица, и нарисовать это самое лицо :) Смеху тут всегда бывает много :)
За каждый удачный портрет - ключ. Конечно, ведущий находит в каждом портрете какую-то «изюминку» и ключ в итоге получает каждый член команды. Для этого получившаяся «галерея портретов» рассматривается всеми вместе и обсуждается. С помощью детей каждому портрету даётся определение: этот - самый весёлый, этот - самый элегантный, этот - самый симметричный (что редкость) , этот - самый необычный и т.д.
Вот они, наши художники:
Настя. Без права на взгляд :)
Юля
Ника
Аня
Максим
Саша
4 конкурс. «Острый глаз».
Для него нужны набор колец и стойка с палками, на которые накидываются кольца. Ребята по-очереди кидают кольца (у каждого - 6 колец, 6 попыток). За каждое попадание команда зарабатывает ключ.
5 конкурс. «Конкурс знатоков».
Прошу назвать и показать на физической карте мира, которая висит на стене, известные ребятам материки и океаны (сперва прошу материки, потом, когда с материками всё становится ясно, океаны). Специально включила этот конкурс - для общего развития. Многие ребята не знали материков. Потому те, кто знал (Ника, Максим) чётко называли их, обводили по контуру, а я потом ещё раз повторяла название и местоположение материков. Затем - океанов. За каждый правильный ответ члена команды команда получает ключ.
Вторая часть конкурса знатоков проходила с участием схемы Солнечной системы. От поверхности родной планеты мы перешли к космосу, в котором она крутится вокруг солнышка. На схеме были нарисованы все планеты, но ни одна не была подписана. Назвать их предстояло ребятам. Здесь тоже я не ожидала, что кто-то кроме Ники и Максима (у него карта звёздного неба и схема Солнечной системы висят на кухне над обеденным столом) справится с заданием, но тем не менее названия отдельных планет ребята знали. Мы постарались, назвав все планеты, повторить их названия для закрепления.
6 конкурс. Песенный.
Команде предстояло дружно спеть песенку-повторялку. Я - пою по строчке, они - хором - повторяют. Кроме повторения строк песни, нужно ещё в определённых местах припева ритмично хлопать. Сперва мы чуть-чуть порепетировали, «спелись», «схлопались» :) А потом… ну, соседи, держитесь :)))
Нашей песенкой-повторялкой была привезённая мною «из лагерей» :) песня «Алые паруса». Слова и аккорды (для гитары) я сейчас давать не буду, но если кому-то интересно - в комментах напишу.
(Можно - по усмотрению - сделать ещё несколько конкурсов. Если, например ключей, несмотря на общие старания, было заработано мало (не хватате для обмена на большой ключ), то можно с завязанными глазами срезать висящие на верёвочках на палке ключи ножницами или придумать что-то ещё. Но этот «запасной» конкурс должен быть придуман и подготовлен заранее.)
А дальше - долгожданный обмен на ключ. Ключ есть. Но где сундук? Его местоположение отмечено на карте. А карта разорвана хитрыми пиратами на 6 кусочков, каждый из которых спрятан в потайном месте. Эти кусочки вы должны найти. Они спрятаны в этой комнате в оранжевых конвертах.
По команде (музыка) дети начинают искать конверты с кусочками карты. Приготовьтесь морально к тому, что они перевернут всё вверх дном - залезут в шкафы, под подушки, заглянут под ковёр, за занавески - в общем, произведут обыск в лучших полицейских традициях.
Наконец - ура! - все конверты найдены.
Складываем карту
Карта сложена. Вперёд!
И вот он, момент истины :) Сундук, спрятанный на балконе, найден! Сокровища - в достойных руках :)
Теперь с чувством исполненного долга можно пойти попировать :), торжественно задуть именинные свечи.
Пировали мы совсем чуть-чуть. По опыту прошлых дней рождения знаю, что дети, возбуждённые играми и взбудораженные общением, не усиживают долго за столом. Канапе, сок, пирожные (свечки мы задували не на торте, а на меленьких пирожных-канапе), фруктовый салат - этого более чем достаточно. Перекусив, они убегают играть. Дальше - программа произвольная. Общение, игры, которые придумывают сами дети. Мы, конечно, порой им помогаем :)
На старт. Внимание. Марш!
Девчонки зажигают
Дом, который построим мы
Твистер
Погода была хорошая, солнечная, тёплая - и продолжение общения мы перенесли на улицу. Все высыпали гулять на площадку во дворе. День рождения запомнился. И вот теперь подросшая ватага ждёт очередного :)