27-го марта 2006 года нас повезли на суд. Суд больше походил на конвейер. Всем моим сокамерникам, как и мне, вкатили «на полную катушку» - по 15 суток административного ареста. Мариушу не помог ни адвокат, ни вызов двух свидетелей спецназовцев, которые его задерживали. Несколько часов нас вчетвером продержали в маленькой камере, размером 1,5 на 1,5 м., с цементной лавкой. Когда выводили в туалет, я встретил своего веселого тезку-спецназовца Эдуарда. Познакомил его с моими новыми друзьями. Вопреки инструкциям, он даже подержал дверь в нашу коморку открытой, чтобы не было так душно. Еще одна приятная неожиданность. Вдруг распахнулась дверь, и к нам в камеру впорхнула Кристина и быстренько поцеловала каждого в щеку. Все были в восторге от такого дерзкого и приятного выражения поддержки.
По пути в наше родное СИЗО, сопровождавшие нас милиционеры раскрыли нам глаза на реальное положение дел в далекой Америке. «Вы думаете в США лучше живут? Как бы не так! У них там только 20% богатых, все остальные - бедные. И вообще, зачем вы пошли на Октябрьскую площадь? Если уж так не терпелось узнать, что там происходит, сели бы в автобус, который мимо проходит и посмотрели бы из окна». Я говорю: «А еще лучше по БТ обо всем узнать». По крайней мере, для наших провожатых, судя по всему, именно БТ являлся источником знаний…
На следующий день нас повели на допрос. Он проходил в виде видеосъемки «дружеской» беседы с сотрудником КГБ. При этом еще присутствовал оператор в штатском и два офицера постарше, в соседней комнате. В отличие от своих сокамерников, Олега и Паши, я сразу отказался от видеозаписи допроса. Следователь слегка опешил и спросил меня, чем я мотивирую свой отказ. Я ответил, что фрагменты видеозаписи с моим участием могут быть использованы при монтаже какого-нибудь пропагандистского фильма. «Есть ведь такая вероятность?», - спросил я. «Ну да, есть», - нехотя признал он, отводя взгляд. «И все-таки, давайте попробуем», - сказал он и приказал включить камеру. «Ваши фамилия, имя, отчество, место работы», - нервно прокричал настойчивый следователь. Я закинул ногу на ногу, скрестил руки на груди и молчу. «Так и будете молчать?», - разочарованно протянул он. Я утвердительно кивнул головой. Камеру выключили. «И отверните ее, пожалуйста», - попросил я, и прицел объектива повернули к другой стенке.
Потом пошли вопросы: когда вы приехали в Беларусь, с какой целью и т.д.» Я начал рассказывать все, по журналистской легенде.
- Вам платили деньги за поездку?
- Оплатили только ж/д билеты в плацкарте.
- Как же так, газета СПС и так мало заплатили?
- Ну значит таково их финансовое положение.
- А инструктаж перед поездкой в Беларусь с вами проводили?
- Да.
- А что вам на нем говорили? (следователь заметно оживился, очевидно в предвкушении раскрытия шпионского заговора).
- Нам объясняли специфику белорусского законодательства, права и обязанности журналистов, присутствующих на избирательных участках в день выборов.
- А вы были в Минске на митинге 19 марта?
- Естественно. Как всякий нормальный журналист, желающий подготовить хороший репортаж.
- А по ночам оставались на Октябрьской площади?
- Да, для сбора материала необходимо быть в гуще событий.
- И какая атмосфера была на площади?
- Доброжелательная, сплоченная. Атмосфера островка свободы. Пьяных, наркоманов и проституток я там не видел.
- Да, да, понятно, - разочарованно выдохнул он.
Тут в кабинет вошел мужчина в штатском. «Ну, думаю, на этом мы можем закончить нашу беседу. Можем?», - обратился следователь к вошедшему чекисту. «Да», - ответил тот. И я, попрощавшись, вышел.
До суда нам было запрещено давать передачи, и выручали только «посылки» польского консула, которые он передавал Мариушу каждый день. Потом передачи нам носили почти каждый день, а бывало и по две в день на человека, или в один день все получали по передаче. Их передавали как отдельные граждане, так и организации: оппозиционные, правозащитные, журналистские.
Украинский консул встречался со своими согражданами раз пять. Выражал свою поддержку, рассказывал новости о реакции в Украине и в мире на их задержание. МИД Украины выступил со специальным заявлением по этому поводу. Консул принес всем арестантам заключение американской международной правозащитной организации о неправомерности их задержания. Наш же консул в день задержания встретился с Олегом (про других арестованных граждан РФ он на тот момент вообще не знал). Олегу было сказано, что он нарушил законы РБ и потому не может рассчитывать на какое-либо заступничество или поддержку со стороны официальной России. При этом, он абсолютно ничего не передал российским заключенным, даже зубную щетку. Через несколько дней консул встретился со мной и Подрабинеком. Оказалось, что он работал в якутском лагере, когда там сидел Саша Подрабинек по политической статье.
Мне консул передал, что мой отец звонил в посольство и интересовался моим здоровьем. Тут надо сказать, что я на второй день заключения пошел к врачу с жалобой на сильный кашель. Он меня послушал, померил температуру - она была 37.2 градуса - и сказал, что мне надо лечь в госпиталь, но я письменно отказался от госпитализации, и тогда мне просто сделали два укола. И я пошел обратно в свою камеру. Следующий за мной пациент Павел Шеремет, когда вернулся в камеру сказал, что доктор в ужасе от моего состояния, что у меня острый бронхит с подозрением на пневмонию.
На встрече с консулом я его попросил передать отцу, что со мной уже все в порядке. А консулу сказал, что на самом деле мне нужны лекарства от бронхита, одеяло, зубная щетка, газеты, и что-нибудь из еды. Начальник СИЗО, присутствовавший на нашей встрече, запретил принести только радиоприемник.
Консул еще спросил, почему я отказался от госпитализации. Я развел руками и говорю: «А как же я такую хорошую компанию оставлю: Павел Шеремет, бывший польский посол…». Консул сразу: «А вы там не поддаетесь на польскую пропаганду?». Я: «Да нет, что вы, держимся, стойко отбиваем атаки ЦРУ-шной агитации! Не поддаемся тлетворному влиянию Запада!». Консул как-то замялся (видимо не ожидал от меня такого политически грамотного ответа), а начальник СИЗО сказал: «Ну и правильно сделали, что отказались от госпитализации, потому что время проведения в госпитале не засчитывается в срок ареста. Вы бы и компанию потеряли, и срок себе продлили».
Через день, представитель российского посольства, вместе с нашим «оборонцем» Колей, передали мне все, что я заказывал. (Правда, на этот заказ российское консульство не потратило ни копейки - все было куплено на деньги оппозиции). После этого, никто из родного российского посольства к нам в СИЗО не приходил…
==========================================
Постановление по делу об административном правонарушении.
27 марта 2006 года судья Ленинского района города Минска. Жулковская Т.В., рассмотрев материал, поступившего от начальника Центрального РУВД города Минска в отношении Глезина Э.Е., 27.12.1973 года рождения, уроженца города Москва, гражданина РФ, со слов работающего консультантом аппарата уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, проживающего: РФ, в городе Москва на улице Пржевальского, дом 2, квартира 110; в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 167-1 часть 1 Кодекса республики Беларусь об административных правонарушениях.
Установил:
Глезин Э.Е. 24 марта 2006 года в 2.45 часов, находясь на Октябрьской площади, дом 1 в городе Минске, принимал активное участие в несанкционированном митинге, выкрикивал лозунги, на неоднократные требования работников милиции прекратить митинг и разойтись не реагировал, чем нарушил установленный порядок проведения митингов.
Вину в совершении административного правонарушения Глезин Э.Е. признал частично, пояснил, что действительно 24 марта 2006 года он находился на Октябрьской площади в городе Минске, однако антиправительственные лозунги не выкрикивал, требования работников милиции прекратить митинг не слышал.
Вина Глезина Э.Е. подтверждается письменными материалами дела, протоколом правонарушения от 24 марта 2006 года, рапортами работников милиции, производившими задержание. В них говориться, что Глезин Э.Е. принимал активное участие в несанкционированном митинге, выкрикивал лозунги, на неоднократные требования работников милиции разойтись не реагировал.
Заслушав нарушителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что в действиях Глезина Э.Е. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 167-1 часть 1 Кодекса республики Беларусь об административных правонарушениях.
На основании изложенного и, руководствуясь статьёй 262 Кодекса республики Беларусь об административных правонарушениях постановил: Глезина Эдуарда Ефимовича подвергнуть административному взысканию в виде административного ареста сроком 15 суток.
Срок исчислять с 24.03.2006 года с 3.15 часов.
Постановление окончательное и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит, является исполнительным документом.
==========================================
Член СПС Олег Козловский и его соратник по «Обороне» Эдуард Глезин осуждены в Минске
Они получили 15 суток ареста за участие в несанкционированной акции белорусской оппозиции.
Член СПС Олег Козловский и Эдуард Глезин - оба - активисты молодежного движения «Оборона» - получили 15 суток за участие в несанкционированной акции протеста в Минске в конце прошлой недели.
Сегодня такое решение вынес Ленинский суд Минска, признав россиян виновными в нарушении административного кодекса страны. Их осудили по статье 167-1 «Нарушение порядка организации или проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций» Срок пошел с момента задержания россиян 24 марта.
Источник:
http://www.sps.ru/?id=211924 Оппоненты временно заблокированы
В Минске прошли суды над политическими противниками Александра Лукашенко
http://www.newizv.ru/…/43250-opponenty-vremenno-zablokirova… За участие в акциях оппозиции в Минске осуждены граждане России
http://www.svoboda.org/content/article/135767.html Осужденный гражданин России Эдуард Глезин серьезно болен
Павел Шеремет сообщил, что сидел в изоляторе на Окрестина в одной камере с бывшим послом Польши в Беларуси Мариушем Машкевичем, гражданами России и украинским журналистом. Павел утверждает, что Мариуш Машкевич очень бодр и все время поддерживает молодежь. Особенно Эдуарда Глезина. Как утверждает Павел, Эдуард очень плохо себя чувствует, несколько дней у него держится высокая температура. Вчера к нему вызывали "скорую помощь". Врачи установили острый бронхит с подозрением на пневмонию и хотели увезти Эдуарда в больницу, однако сделать это им не удалось.
Источник:
http://www.belaruspartisan.org/politic/101919/ Павел Шеремет: «Журналистов в Минске хватали без разбору»
Радио «Свобода», 27.03.2006
… Я находился в камере с двумя российскими гражданами, тоже журналистами - Эдуардом Глезиным и Олегом Козловским. У Глезина на самом деле острый бронхит, с подозрением на воспаление легких. Вчера ему вызывали «скорую помощь», делали уколы.
Источник:
http://www.svoboda.org/content/article/135808.html ПОСОЛЬСТВО «ЖУЕТ СОПЛИ»
Пока граждане РФ зарабатывают пневмонию в минском СИЗО
«Новая газета», 30.03.2006, Ирина Халип
…Еще в субботу активисты молодежного движения «Оборона» приехали в Минск узнать хоть что-нибудь о своих задержанных друзьях - Олеге Козловском и Эдуарде Глезине. Суды прошли только в понедельник, и четверо суток никто не мог даже передать им теплые вещи в ледяную камеру - передачи до суда не принимаются.
Посольство России в Минске посоветовало ввиду выходных дней звонить в Москву, в МИД России. В Москве ответили: «Не беспокойтесь, с ними все в порядке, им оказывается необходимая консульская помощь».
Как выяснилось, Эдуард заболел - в спецприемнике ему стало совсем плохо. Приехавшая «скорая» констатировала бронхит с подозрением на пневмонию, врачи хотели забрать его в больницу, но вертухаи не позволили…
Источник:
http://2006.novayagazeta.ru/nomer/2006/23n/n23n-s01.shtml Размышления у парадного подъезда
Отрывки из статьи Яны Глезиной, жены осужденного в Беларуси журналиста и правозащитника Эдуарда Глезина, опубликованной в журнале «Огонек».
http://www.belaruspartisan.org/life/102056/ Акции солидарности:
Цветы солидарности
Милиция задержала "оборонщиков"
В Москве сотрудниками правоохранительных органов задержаны три активиста движения "Оборона", которые провели акцию у посольства Белоруссии в поддержку задержанных в Минске оппозиционеров. Участники акции принесли цветы к зданию посольства, после чего были задержаны.
Источник:
http://www.kasparov.ru/material.php?id=442529F9BB7A7 В Екатеринбурге «яблочники» продолжают пикетировать белорусское консульство
В связи с арестом активистов движения «Оборона», корреспондентов газеты «Правое дело» Олега Козловского и Эдуарда Глезина в Минске проходят ежедневные пикеты возле отделения посольства Республики Беларусь в Российской Федерации в г. Екатеринбурге.
Ребят арестовали в момент разгона митинга оппозиции в ночь с 23 на 24 марта и осудили на 15 суток.
Движение «Оборона» передало в отделение посольства Республики Беларусь обращение с требованием освободить россиян. Пикеты будут продолжаться ежедневно до тех пор, пока российских корреспондентов не освободят из белорусской тюрьмы.
Сегодня активисты «Обороны» возле отделения Белорусского посольства сценически изобразят глухоту белорусского посла и немоту российской власти.
Пикеты проходят с 16.00 до 17.00 ежедневно возле отделения посольства Республики Беларусь в Российской Федерации в г. Екатеринбурге по адресу: пр. Ленина, 44.
Источник:
http://archive.urbc.ru/index.php?newsid=123671 Открытое обращение правозащитников по ситуации в Минске
…27 марта 2006 года в г. Минске были осуждены на 15 суток административного ареста российские граждане Эдуард Глезин, Олег Козловский и Александр Подрабинек - в качестве наказания за участие в акции белорусской оппозиции.
Мы требуем, чтобы МИД России взял под контроль соблюдение всех прав арестованных и добивался их немедленного освобождения, поскольку действия осужденных носили исключительно мирный характер и не нанесли ущерба государству Беларусь.
Лев Пономарев, Движение «За права человека»;
Юрий Самодуров, директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова; Эрнст Черный, секретарь Общественного комитета в защиту ученых;
священник Глеб Якунин, Комитет защиты свободы совести и другие.
Источник:
http://newsbabr.com/?IDE=28867 ====================================================
Продолжение тут:
Надежда цвета «джинс» (о попытке Джинсовой революции в Беларуси в 2006 году. ФОТО)
Часть 1:
http://ed-glezin.livejournal.com/2343.html Часть 2:
http://ed-glezin.livejournal.com/2161.html ====================================================
Ещё много фото тут:
https://public.fotki.com/Ed-Glezin/oborona/2006031924/===================================================
Фото с акций солидарности в Москве, Екатеринбурге и Мурманске:
https://public.fotki.com/Ed-Glezin/oborona/2006032530/ ======================================