С 12 по 15 марта 1990 в Москве прошёл III Съезд народных депутатов СССР, на котором было принято множество исторических решений:
1. Введение поста Президента СССР и его избрание.
2. Выборы Председателя Верховного Совета СССР.
3. Внесение поправок в Конституцию, отменивших однопартийную систему в СССР и направляющую роль КПСС
14 марта 1990-го года из 6 статьи Конституции СССР было официально исключено упоминание о руководящей роли КПСС. Опорой центральной власти теперь должны были стать местные советы, которые до этого партийные органы как бы дублировали, а пост главы государства должен был стать нейтральным - до этого первым лицом государства считался генеральный секретарь ЦК КПСС, а пост Председателя Президиума Верховного Совета, хоть и именовался в иностранных СМИ «президентским», был вторым по значимости.
Выборы главы государства проходили на III Съезде Народных Депутатов СССР. 14 марта состоялся пленум ЦК КПСС, выдвинувший кандидатом в президенты Горбачева. Ряд депутатов съезда внесли кандидатуры премьера Николая Рыжкова и министра внутренних дел Вадима Бакатина, но те отказались, и выборы оказались безальтернативными.
Согласно принятому на съезде Закону "Об учреждении поста Президента СССР и внесении соответствующих изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР", Президент СССР избирается гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Так же Закон устанавливал, что 1-й Президент СССР избирается Съездом народных депутатов СССР сроком на 5 лет. Такое решение было продиктовано тем, что избрание Президента необходимо безотлагательно, т.к. происходящие в стране процессы не оставляют времени на проведение всенародных выборов.
Из 2245 депутатов (пять мест на тот момент были вакантными) в съезде участвовали ровно две тысячи. За Горбачева были поданы 1329 голосов (59,2% общего числа депутатов). 495 выступили против, 54 бюллетеня оказались испорченными. 122 человека не стали голосовать.
После официального оглашения итогов голосования, избранный президент тут же принес присягу - выйдя на трибуну и положив руку на текст конституции, произнес единственную фразу: "Торжественно клянусь верно служить народам нашей страны, строго следовать Конституции СССР, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента СССР".
По мнению историков, ведущая причина лежала на поверхности: лидер хотел, оставаясь генсеком КПСС, ослабить свою зависимость от ЦК, который мог в любой момент собраться не пленум и поступить с ним, как в свое время с Хрущевым.
После избрания Горбачева президентом и отмены 6-й статьи уже не столько он нуждался в партии для собственной легитимности, сколько партия в нем.
Поскольку КПСС утратила официальные властные полномочия, вакуум требовалось заполнить.
А.И. Лукьянов стал Председателем Верховного Совета СССР (должность, которая считалась президентской до того). На этом же съезде была отменена руководящая роль партии. Впрочем, пост Генсека Горбачёв за собой всё же сохранил, мотивировав это тем, что: «нельзя собаку отпускать с поводка».
Уход от однопартийной системы разрушил многолетний остов, фундамент Системы. На местах постепенно сворачивались октябрятское и пионерское движения, основное назначение которых было взращивать молодых коммунистов. Органы ВЛКСМ, в конце 80-х ставшего кузницей кадров первых российских бизнесменов, постепенно трансформировались и сливались с отделами местных администраций. Но и в рядах некогда единой КПСС наметился раскол - часть коммунистов, формально оставаясь в партии, перешла в демократический лагерь, часть заняла крайне консервативную позицию.
Зарубежная реакция была сугубо оптимистичной:
"Внеочередной Съезд народных депутатов Советского Союза совершил величайшие революционные преобразования в жизни советского общества, равных которым не было в России со времен революции 1917 года", - указывало японское телевидение. "Решения Внеочередного Съезда народных депутатов СССР закрепили, возможно, наиболее важные изменения в политической и экономической системе СССР с момента революции большевиков в 1917 году", - вторила Washington Post.
Вслед за СССР, свои президенты и парламенты захотела иметь и каждая республика, а также и автономные республики, что способствовало повышению их суверенитета и ещё больше ускорило отделение от Советского Союза. Так Михаил Горбачёв стал первым и последним Президентом СССР.
И тем не менее, несмотря на яростную критику, новая система, заложенная Горбачёвым в 1990-м году, оказалась жизнеспособной и продолжает работать по сей день. Во главе Российского государства по-прежнему Президент, а политическая система осталась многопартийной.
Первый и последний: как Горбачев стал президентом СССР
Артем Кречетников
Би-би-си, Москва
http://www.bbc.com/russian/russia/2015/03/150311_gorbachev_presidency ==============================
Первый Президент СССР
То, что вопрос о статье 6 рассматривался вкупе с предложением реконструировать высшую государственную власть, учредив впервые в отечественной истории пост президента, конечно же, не был тактическим маневром, рассчитанным на то, чтобы «фуксом» протащить компромиссную формулировку.
Поправка к статье 6 и дополнение Основного Закона статьей 127 находились в органической взаимосвязи. Первая означала, что наше государство перестает быть однопартийным, в известном смысле даже теократическим, в нем вводится один из главных принципов демократии - идейный и политический плюрализм. Второе означало признание другого не менее важного принципа демократии, а именно - разделения властей.
<…> И все-таки, каюсь, не сразу пришел я к мысли о необходимости увенчать нашу новую политическую структуру должностью президента. Больше того, решительно отклонял доводы некоторых своих соратников и специалистов, выступавших с соответствующим предложением. <…>Может быть, в будущем, убеждал я своих оппонентов, мы придем к этой форме, а сейчас вполне достаточно существенного новшества - замены Председателя Президиума Верховного Совета Председателем Верховного Совета. <…>
Но, увы, буквально через несколько месяцев я убедился, что допустил ошибку. <…> И не только в этом дело. Пожалуй, еще более существенно то, что законодательная и исполнительная власти требуют разных подходов.
<…> Словом, вводить пост президента надо было и по причинам чисто психологического свойства. Одновременно укреплению авторитета высшей власти служило создание Совета Федерации и Президентского совета - этого своеобразного эквивалента Политбюро в новой политической системе. <…>
Одним из первых в прениях выступил Назарбаев: поддержав учреждение президентского поста и мою кандидатуру, он в то же время недвусмысленно высказался за применение той же модели в республиках, чтобы «снять уже наметившиеся противоречия между идеей президентства и стремлением республик к расширению своей самостоятельности». Иными словами, в республиках молниеносно уловили, что центральная власть укрепляется, и, не желая поступаться обретенной самостоятельностью, решили воспользоваться моментом, чтобы на всякий случай обезопасить себя. <…>
Но главная атака, как и следовало ожидать, последовала из демократического лагеря. <…>
В какой-то момент стало очевидно, что подавляющее большинство депутатов поддерживает учреждение президентского поста и избрание первого президента на съезде. После этого дискуссия сосредоточилась главным образом на вопросе, может ли президент оставаться во главе партии. Преобладал здесь не формально юридический, а политический подход. Мало кто сомневался, что Горбачев будет избран первым президентом, и, значит, приобретало существенное значение, будет ли это сопряжено с его уходом с поста Генерального секретаря ЦК Компартии Советского Союза. <…>
Мне крайне не хотелось остаться единственным кандидатом, и, честно говоря, я рассчитывал, что межрегионалы все-таки выдвинут если не Ельцина, то кого-то другого из своих предводителей. Скажем, Попова или Афанасьева. Но этого не произошло. <…> И причина ясна. Это - стремление всемерно принизить легитимность моего президентства: мол, мало того, что избран съездом, так еще на безальтернативной основе. <…>
1329 голосов - за, 495 - против - с таким результатом я был избран президентом и сразу обратился к съезду с небольшой речью, в которой постарался дать ответ на тревоги, прозвучавшие со съездовской трибуны.
<…> Глядя с сегодняшней исторической вышки, можно сказать, что это были вполне серьезные доводы. Неудавшаяся попытка узурпации власти в августе 1991 года, а затем удавшаяся - в декабре того же года свидетельствуют, что опасность исходила не от широких полномочий президента…
М.С. Горбачев. Жизнь и реформы. М., 1995. Т.1. С.628-639
Читать полностью:
https://www.gorby.ru/userfiles/file/iz_zhizn_i_reformy.pdf Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». 14 марта 1990.
https://www.gorby.ru/userfiles/file/9654_1_121_zakon.pdf =======================
Рассказ Александра Борисовича Борина:
Об авторе: родился в Ленинграде в 1930 году. В 1951 году окончил Московский юридический институт, работал юрисконсультом в промышленности, в 1961 году окончил Литературный институт имени Горького. Книги выходили в издательствах «Советский писатель», «Молодая гвардия», «Политиздат», «Аграф». По его сценариям ставились художественные фильмы. Печатался в журналах «Знамя» и «Новый мир». Более тридцати лет работал обозревателем «Литературной газеты». Дважды лауреат премии «Золотое перо России».
В феврале 1990 года на сессии Верховного Совета СССР развернулась бурная дискуссия о введении поста президента. Выступая на сессии, Горбачев сказал: «На этом заседании Верховного совета пришлось столкнуться с продуманной, согласованной точкой зрения ряда депутатов, принадлежащих к межрегиональной группе. Они тоже высказывались за президентство, но обуславливали его такими оговорками и такими подходами, что можно надолго затормозить, если не похоронить этот процесс… Нельзя в создавшейся ситуации откладывать серьезные решения. Речь идет не о Горбачеве, а о конституционных изменениях, и избирать президента на съезде будут на альтернативной основе. Введение Института президентства сегодня необходимо стране».
Но на самом деле речь как раз шла именно о Горбачеве, иного и быть тогда не могло. И хотя я с большой симпатией относился к межрегиональной депутатской группе, в нее входили близкие мне люди, я искренне считал, что сейчас, в атмосфере полного раздрая и неопределенности, затягивать всю эту бодягу никак нельзя. Я даже не уверен был, что настало время для альтернативных выборов. Потом, когда-нибудь, в лучшие времена.
Третий внеочередной съезд народных депутатов СССР открылся 12 марта 1990 года. Он и должен был учредить новый в стране пост президента.
В числе нескольких журналистов «Литературной газеты», получивших аккредитацию, я наблюдал за происходящим с балкона Большего Кремлевского Дворца.
1817 голосами против 133 голосов при 61 воздержавшемся пост Президента СССР был учрежден.
Полемика, проходившая месяц назад на сессии Верховного Совета, разгорелась и здесь с еще большей силой.
Депутат Юрий Афанасьев сказал, что попытка наспех, тут, на съезде, ввести пост президента - есть «грубейшая, тягчайшая политическая ошибка», которая «многократно усугубит наши трудности, тревоги и опасения». Депутат, академик Виталий Гольданский ему возразил: а мы ждать не можем, «нужна реанимация, а не санаторное лечение».
Обычно я охотно соглашался с Юрием Афанасьевым, он вообще мне нравился: яркий, смелый, красивый человек. Когда он приходил в редакцию «Московских новостей», я видел, его обступали восторженные поклонники и поклонницы, и Афанасьев этого вполне заслуживал. Но сейчас, на съезде, я считал, что целиком прав Виталий Гольданский: мы действительно не можем ждать, нам на самом деле нужна реанимация, а не санаторное лечение. Мне казалось, что Афанасьев совершает ту же ошибку, что недавно допускали десять авторов в своем письме, напечатанном в газете «Фигаро»: хотим всего и сразу. А так не бывает, по крайней мере, в нынешних обстоятельствах так не может быть. Куда ближе мне был Александр Николаевич Яковлев, сказавший на съезде, что идея всенародного голосования звучит очень привлекательно, да она и верна. Но мы политики, и поэтому обязаны отдать предпочтение конкретному состоянию, а не абстрактным размышлениям, промедление может отбросить нас назад…
В те дни я прочел в газете: житель Зеленограда В.А.Шувалов объявил голодовку на московской площади Свердлова… «в знак протеста против избрания президента только депутатами». Мне бы оценить такой поступок зеленоградца В.А.Шувалова: не за свой кусок он решил страдать, а, как ни крути, за общество, за принципы, которые ему не безразличны, и пусть героизм его был заведомо обречен, сегодня, когда я пишу эти строки, когда страну охватила полная общественная апатия, можно лишь запоздало поклониться этому человеку, снять перед ним шапку. Но тогда, не стану лукавить, его голодовка показалась мне нелепой, даже смешной: ну что за цирк?
Главный редактор журнала «Вопросы экономики» Гавриил Попов предложил запретить устно или письменно в любых государственных учреждениях требовать от гражданина СССР ответа о его принадлежности к какой-либо политической партии. А вскоре прозвучало совсем революционное предложение: не запретить ли президенту возглавлять какую-либо политическую партию? Иными словами, не должен ли будет Михаил Горбачев, в случае избрания его президентом, оставить должность генсека? С небольшим перевесом (1497 голосов против 1303 при 64 воздержавшихся) это смелое предложение было отклонено.
Началось выдвижение кандидатов на пост президента.
Выдвинули М.Горбачева, В.Бакатина и Н.Рыжкова. Нашелся, однако, и самовыдвиженец - депутат от Мурманска, инженер Александр Оболенский. Его неожиданно поддержал Анатолий Собчак. Сказал, что выборы главы государства должны быть альтернативными, хватит играть в одни ворота, а, к тому же, Оболенский - не член партии, и это очень хорошо. И тут надо было бы мне отдать должное Анатолию Александровичу: он, безусловно, понимал, что никому не известный Оболенский не имеет ни единого шанса быть избранным, однако, принцип есть принцип, выборы есть выборы, они не могут быть безальтернативными, без соперничества никаких выборов не существует. Но тогда и Собчак меня только раздражил: решается серьезнейший, судьбоносный вопрос, страна все глубже и глубже проваливается в пропасть, а Анатолий Александрович - из кокетства, что ли?- играется в игрушки. Рисуется? Ему важнее всего красивая демократическая фраза?
Но Оболенского даже не включили в бюллетень для голосования. Бакатин и Рыжков взяли самоотвод. Остался один Горбачев. Выборы стали, как и можно было заранее предположить, безальтернативными.
Однако страсти на том не утихли. Я сидел и слушал. Депутат А.Щелканов очень усомнился в том, что Горбачева следует выбрать. А если и может быть рассмотрена его кандидатура, то только на всенародном обсуждении, «только народ может принять соответствующее решение», - сказал он.
Депутат А.Авалиани прямо обратился к Михаилу Сергеевичу: «Вы будете метаться туда и сюда, а в это время произойдет то, что мы имеем сегодня».
А прения продолжались.
Категорически против Горбачева выступил и известный писатель О.Сулейменов. Сказал: «Сейчас, как я наблюдаю, Горбачев нажимает на газ этой машины, перестройки, и одновременно нажимает на тормоз. Мотор ревет на весь мир - это наша гласность. А машина стоит на месте».
Не поспоришь. Но я опять хотел согласиться с Александром Николаевичем Яковлевым, сказавшем: не будем играть в прятки, сегодня речь идет об избрании президентом страны конкретного лидера - Михаила Сергеевича Горбачева. Кажется, с этим согласны почти все…
Почти все? А такие выступления?
Чем дольше я слушал, тем сильнее закрадывалось сомнение в том, что Горбачев, несмотря на отсутствие соперников, наберет нужные голоса. Если и в открытую, не таясь, люди так горячо выступают против него, то где гарантия, что те, кто сейчас молчит, при тайном голосовании не накидают ему черных шаров? Но он все-таки большинство набрал, не подавляющее, но большинство. За него проголосовали 1329 депутатов, 59,2 процента, против - 495.
Мне стало как-то спокойнее...
Источник:
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1696782040568926&id=100007114386459 Ещё информация тут:
http://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/izbraniie-m-s-gorbachieva-priezidientom-sssr-na-trietiem-siezdie-narodnykh-dieputatov-sssr ==============================
Внеочередной третий Съезд народных депутатов СССР (12-15 марта 1990 года). Стенографический отчёт. В 3 томах. - М., 1990.
Стенографический отчёт включает в себя как материалы состоявшихся заседаний, так и непроизнесённые выступления, переданные депутатами в секретариат Съезда.
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/permalink/1647496531999275/ ===========================
Избрание президента СССР. Программа "Время" 15 марта 1990 год.
https://youtu.be/kap9WmJ4sX4 Click to view
Первая пресс-конференция Михаила Горбачева в качестве Президента СССР. 15 марта 1990 год.
https://youtu.be/Ahe5M_uOYME Click to view
=============
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
==========================================================
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 ==========================================================