Художественный фильм «Ностальгия» (1983)

Dec 22, 2024 05:15

35 лет назад - 26 декабря 1989 года - в прайм-тайм Первого канала Центрального телевидения СССР состоялась телепремьера фильма Андрея Тарковского «Ностальгия».

Тема фильма заявлена в названии, он раскрывает природу русской ностальгии, которая, по мысли режиссера, больше чем просто тоска.

На Каннском кинофестивале 1983 года фильм получил приз за лучшую режиссуру, приз FIPRESCI и приз экуменического жюри.

Тарковский частично разделил судьбу главного героя фильма - Горчакова. Уехав на работу в Италию, режиссер объявил о своем решении не возвращаться в Советский Союз.

В дневнике он записал:

«Я завидую всем, кто способен заниматься своей работой независимо от государства…

Какая хамская власть! Разве нужна ей литература, поэзия, музыка, живопись, кино? Нет, наоборот.

Я хочу работы, больше ничего. Работы! Разве не дико, не преступление, что режиссёр, которого в прессе в Италии назвали гениальным, сидит без работы?

А мне, честно говоря, кажется, что это просто месть посредственности, которая пробилась к руководству. Ведь посредственность ненавидит художников, а наша власть сплошь состоит из посредственностей».

Только после того, как закончилась власть посредственностей фильм «Ностальгия» смог пробиться к советскому зрителю. В эпоху освободительной Перестройки Михаила Горбачева кинолента была сначала показана в рамках своеобразного ретро-фестиваля всех фильмов Тарковского в ноябре 1986 года. Затем была официальная советская премьера 1 мая 1987 года. И вот, в 1989 году состоялся выход к многомиллионной телеаудитории.

«Ностальгия» продолжила мотивы остальных фильмов Тарковского. Путешествие Горчакова в Италию становится для героя таким же путешествием в глубины собственной души, как и полет на другую планету в «Солярисе» или путь к Зоне в «Сталкере».

Горчаков встречает в Италии того, кто готов принять на себя бремя искупления человечества - Доменико. Роль полубезумного Доменико исполнил шведский актер Эрланд Юозефсон, сыгравший и в последнем фильме Тарковского - «Жертвоприношение».

Впервые Горчаков встречает Доменико во время посещения бассейна Святой Екатерины. Примечательно, что святая Екатерина Сиенская была сторонником воссоединения Восточной (Православной) церкви с Западной (Римско-Католической) во время Великого раскола церкви, что перекликается с фразой, сказанной Тарковским, о необходимости «разрушить государственные границы».

=============

Краткий пересказ сюжета фильма:

Русский писатель Андрей Горчаков приезжает в Италию в поисках биографических следов крепостного музыканта Павла Сосновского, некогда посетившего эти места. Поиски примет эмиграционных дней жизни музыканта - это и есть то, что связывает Горчакова c переводчицей Юдженией, беспомощно пытающейся понять причину тоски русского друга посредством томика стихов Арсения Тарковского. Вскоре Горчаков начинает осознавать, что история музыканта - это отчасти и его собственная история: в Италии он чувствует себя чужим, но и вернуться домой уже не может. Героем овладевает тягостное оцепенение, тоска по родине переходит в болезнь...

================

Критика:

Сюжет «Ностальгии» А. Тарковского - внутренняя жизнь героя. Сюжет фильма - второй, ирреальный план его реального существования. Проходов, забытья, блужданий во сне и наяву. Его молчания и невыраженных чувств. Этот человек томим духовной ностальгией по воссоединению с первоосновами бытия. И сквозь них - с самим собой. И с тем, про кого пишет. И с теми, о ком помнит, кого знал или, быть может, узнает.
Фильм струится на грани реального и воображаемого. Это фильм - путь. Медленный, трудный, напряженный. И, в сущности, простой, как вода, огонь, пепел. И так же до конца непостижимый. И при определенности своей - загадочный, смутный, как его зыбкий, приглушенный свет. Фильм этот - поэтическая проповедь. Притча о жизни и смерти. Физической и духовной. О границе, пролегающей между ними. Это фильм - о преодолении. О человеке, вступившем на путь самоосознания. Пройти этот путь - вот задача. Испепелить себя этой задачей, этой жизненной - смертельной - необходимостью.

3ара Абдуллаева

«Искусство кино» № 2 1988 год

#киноПерестройки

=================

Фильм можно посмотреть тут:

https://youtu.be/NEJsY-GGq90?si=jNfHl-X1GQPo9iOf

=====================

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

===============



























#киноПерестройки, 1989, Тарковский, ! - История Перестройки, ! - Кино Перестройки

Previous post Next post
Up