35 лет назад - 31 декабря 1989 года - на сцене столичного Вахтанговского театра состоялась премьера антисталинского спектакля «Уроки мастера».
Спектакль поставил Роман Виктюк.
Пьеса повествовала о том, как советские вожди, глумясь над композиторами, сочиняли свою «музыку».
Спектакль был крупнее и сложнее английской пьесы Дэвида Паунелла. Русские актеры внесли в нее свою глубину, боль и понимание страшных парадоксов истории.
Ульянов играл Сталина бесстрашно: на резких переходах, с грубостью, жестокостью, тяжелой физиологичностью и трагическим нервом. Жданова, сочетавшего прямое подхалимство и наглое чувство независимости, изворотливость и циничную откровенность, А. Филиппенко играл эксцентрично. Возникала фигура мелкого беса, инквизитора с ухватками уголовника. В Прокофьеве, которого играл Ю. Яковлев, был страх и, как писал критик А. Свободин, стремление сохранить достоинство русского интеллигента в обстоятельствах, когда это невозможно. Шостакович Сергея Маковецкого казался совсем юным (эта роль стала настоящим открытием молодого актера, хотя он не первый раз появлялся на вахтанговской сцене).
Пьеса была задумана интересно, геометрически четко - на четырех актеров. Квартет, или квадрат - ринг, поскольку речь идет о столкновении (власти и искусства).
Или, еще точнее, парная встреча на теннисном корте. Со стороны власти действуют Сталин и Жданов, со стороны искусства - Прокофьев и Шостакович. В каждой паре есть старший и младший и в труппе вахтанговского театра был идеальный квартет исполнителей.
На старшие роли - народные артисты СССР Михаил Ульянов (Сталин) и Юрий Яковлев (Прокофьев). На младшие - звезды «нового поколения» Александр Филиппенко (Жданов) и Сергей Маковецкий (Шостакович).
Автор - иностранец, лицо отвлеченное, что создает дистанцию и переводит конфликт из исторического в обобщенное русло, делает персонажей не живыми лицами, а условными масками.
Для постановки таких пьес нужна и режиссура особая, простым «умиранием в актерах» не обойдешься, умрут и сами актеры и спектакль. Такой особый режиссер в вахтанговском театре тоже был - Роман Виктюк.
Все звезды сошлись.
Сценографию (площадку для квартета, покрытие для корта) выстроил Владимир Боер. Покрытие было искусственное и очень точное. Пустое пространство, черно-белое (красными пятнами выделялись кружки на грампластинках), холодное. Просторные кабинеты, строгий имперский монументальный (кладбищенский) стиль, белый рояль (поднятая крышка, как стрела, пронзает потолок), тишина, бесшумная ассистентка-секретарша-сержант (Галина Коновалова) - прическа валиком, военная форма, на одну ногу надета балетная туфелька, на другой сапог.
===============
Телерепортаж о лондонской постановке
https://youtu.be/ljSr19juomM?si=5hYrBXcxGwGkYzbI ======================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 =====================