Театр, который начинал работу с произведений Вагнера. Театр, чье здание украшено фресками Марка Шагала. Театр, на сцене которого выступали Федор Шаляпин и Лучано Паваротти. Все это - Метрополитен-опера в Нью-Йорке.
С Бродвея на Манхэттен
История Метрополитен-оперы, или, как сокращенно называют театр местные, Мета, началась в 1880 году, когда была создана компания «Метрополитен Опера». Компания разместилась в здании оперного театра на Бродвее, и в 1883 состоялась премьера - на сцене была поставлена опера «Фауст» Шарля Гуно. Правда, дела недолго шли гладко: как водится, произошел пожар, и в 1892 он сильно повредил здание. Театр восстановили и использовали вплоть до 1966, пока Метрополитен-опера не переехала, наконец, в здание Линкольн-центра на Манхэттене.
От Вагнера к Чайковскому
В начале работы в театре шли преимущественно постановки Вагнера. В первую очередь Мет обязан этим дирижеру Дамрошу, руководителю немецкой труппы театра с 1984 по 1991 год. Чуть позже, в 1908-1910 здесь работал Густав Малер. Именно он поставил на сцене Мета первую русскую оперу - ей стала «Пиковая дама» Чайковского. В 1908 году художественным руководителем театра был назначен знаменитый Артуро Тосканини. После Метрополитен-оперы он ушел в миланский театр Ла Скала, один из самых знаменитых оперных театров мира. Именно при Тосканини в нью-йоркской опере началась традиция постановки произведений на языке оригинала. Заветы итальянского дирижера исполняются в театре и по сей день.
Афроамериканцы на сцене Метрополитен-оперы
В XX веке Мет считалась одной из ведущих оперных сцен мира наряду с Ла-Скалой и Венской оперой. Особую страницу в истории театра открыл приход дирижера Бинга. Метрополитен-опера становилась все популярнее и популярнее, в том числе благодаря тому, что Бинг первым рискнул пригласить на сцену афроамериканских солистов.
Особую страницу в истории театра открыл приход дирижера Бинга
Первооткрывательницей стала Марина Андерсон, знаменитая американская оперная певица, исполняющая музыку Баха, Шуберта, Верди, а также духовную музыку в стиле спиричуэлс. На сцене Метрополитен-оперы она появилась в 1995 в роли Ульрики в опере «Бал-маскарад» Верди.
Бинг первым рискнул пригласить на сцену афроамериканских солистов
Театр Карузо
К тому времени выступить в стенах Метрополитен-оперы успели уже многие знаменитые исполнители, среди которых Лотта Леман, знаменитая своим сопрано по всему миру, Нелли Мельба, уроженка Австралии, Лилиан Нордика, Олив Фремстад, Жак Урлус и многие другие. В 19о3 на сцене Мета дебютировал в опере «Риголетто» сам Энрико Карузо! Итальянский тенор работал в нью-йоркском театре вплоть до 1920. Он был так любит зрителями, что в 1929 году, после его захоронения в каменной гробнице, на средства, собранные его поклонниками, в честь Карузо была создана огромная восковая свеча. Она должна зажигаться раз в год перед ликом Мадонны. По примерным подсчетам, свечи должно хватить на 500 лет.
1966 стал переломным моментом для Метрополитен-оперы. Старое здание на Бродвее решили снести, а сам театр переехал в здание Линкольн-центра. Свой переезд театр отпраздновал мировой премьерой оперы «Антоний и Клеопатра» Сэмюэля Барбера. Новый дом Мета, Линкольн-центр - настоящий остров культуры и искусств. Кроме Мета здесь расположены также труппа Нью-Йоркского балета, Нью-Йоркский филармонический оркестр, Джазовый центр, Нью-Йоркская публичная библиотека исполнительских искусств и многое другое.
Старое здание на Бродвее снесли, театр переехал в здание Линкольн-центра
Спонсировал создание этого центра Рокфеллер, часть денег он выложил из своего кармана. И он не поскупился: например, вестибюль здания театра украшают фрески Марка Шагала! А роскошный занавес, весом в несколько сотен килограммов, украшен шитьем из чистого шелка и блестками.
Не такой, как все
Особой чертой Метрополитен-оперы стали трансляции в прямом эфире
На сцене Мета ставились знаменитейшие мировые оперы. Особое место среди них занимали произведения и русских классиков. Например, в 1913 Тосканини поставил «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского, в свое время на сцене появилась и «Сорочинская ярмарка». В 1925 поставили оперу «Соловей» Стравинского.
Особой чертой Метрополитен-оперы стали трансляции спектаклей в прямом эфире по радио. Начиная с 1931 года каждую субботу жители США могли наслаждаться оперным пением, не выходя из дома. Премьерной постановкой стала опера «Гензель и Гретель» Гумпердинка.