Поездки за десегрегацию

May 13, 2024 10:00

63 года назад - 4 мая 1961 года - группа активистов бросила вызов расовой сегрегации.

В 1960 году Верховный суд США объявил неконституционной практику расовой сегрегации в автобусах дальнего следования и на автобусных станциях. Но в южных штатах это решение практически ничего не изменило. Афроамериканцы, отважившиеся занять в автобусах места, обозначенные «только для белых», рисковали жестокими побоями ревнителей «расовой чистоты».

В мае 1961 года смешанная группа молодых активистов борьбы за гражданские права решила бросить вызов расизму, проехав на рейсовом автобусе от Вашингтона до Нового Орлеана. Это был первый «рейд свободы», которому было суждено войти в историю.

Как вспоминает один из участников этой акции - Реймонд Арсено, - не только близкие и родные, но и пожилые участники борьбы с расизмом отговаривали их от этой затеи: «Нам говорили, что мы устраиваем ненужную провокацию, что гораздо эффективней действовать судебными методами, подавая иски против конкретных лиц и конкретных фирм. Но мы твердили “свободу - сегодня, а не завтра“. Мы были готовы ко всему».

Первая группа села в автобус линии Greyhound на Вашингтонском автовокзале утром 4 мая. Активисты, юноши и девушки, планировали провести по пути несколько митингов и прибыть в Новый Орлеан две недели спустя. Все молодые люди были обучены технике ненасильственного сопротивления, разработанной Махатмой Ганди и усовершенствованной Мартином Лютером Кингом.

«Мы были очень хорошо одеты - в белоснежных накрахмаленных рубашках, отутюженных костюмах. Мы знали, что привлечем внимание прессы, и хотели выглядеть контрастом к белым хулиганам, которые будут нападать на нас», - рассказывает Арсено.

14-ого мая в городе Аннистон (Алабама) автобус был окружен толпой ку-клукс-клановцев. Они пропороли шины и автобус застрял. В окна полетели бутылки с горючим, снаружи толпа не давала открыть дверь.

Взровался бензобак и только тогда, испугавшись второго взрыва, толпа отступила, но не далеко. Обоженных, задыхающихся людей били ногами и железными прутьями, не делая различий между активистами и обычными пассажирами, мужчинами и женщинами.

Только запоздалое вмешательство полиции спасло от личневания всех чернокожих пассажиров. Больница Аннистона отказалась лечить пострадавших и местные афроамериканцы разобрали их по квартирам. Пока горел первый автобус, подъехал второй. Группа ку-клукс-клановцев залезла в автобус и начала избивать людей. Полиция ничего не сделала.

Не смотря на реальную угрозу жизни активистов, поездка продолжалась и за первой группой поехала вторая из университета Тенесси во главе с Дианой Наш.

Тем временем злоключения первой группы продолжались. В Бирмингеме (Алабама) их встретила толпа вооруженная железными трубами, вилами и бейсбольными битами во главе с местным шерифом, по совместительству, ку-клукс-клановской шишкой.

Только присутствие федеральных агентов и телекамер спасло от активистов от гибели. Сотрудник минюста Джон Сигенталер пытался спрятать стоявшую близко афроамериканку в правительственном автомобиле, за что получил битой по голове. Та же история повторилась 19-ого мая в Монтгомери (столице штата Алабама).

Администрация Кеннеди, опасаясь, что новые акты насилия навлекут позор на американское правительство перед первым саммитом президента с советским лидером Хрущевым, договорилась с властями Миссисипи, что те обеспечат рейду полицейскую охрану.

Однако власти оставили за собой право ареста пассажиров в случае нарушения законов штата. Так, Джоэн Мулхоллан, который в то время едва исполнилось 19 лет, оказалась в камере местной тюрьмы еще с десятком единомышленников. «Нас обвинили в том, что наше поведение провоцировало местных жителей на акты насилия», - вспоминает она.

Подобный произвол вызвал возмущение во многих штатах, и весной того же 1961 года около сотни рейдеров свободы отправились на Юг. Они заходили в закусочные и садились на места для белых, пользовались сегрегированными питьевыми фонтанчиками и другими «привилегиями», рассказывает Арсено:

«Все мы в какой-то момент жизни говорим себе - “А что я один могу сделать?” Рейды свободы дали ответ на это. Они показали, что человек - не пушинка во власти социально-экономической стихии. Бывают моменты, когда ты должен встать и назвать себя. Вот почему наша автобусная поездка стала классикой».

В итоге в сентябре 1961-ого года Interstate Commerce Commission под угрозой закрытия вынудила вокзалы отказаться от сегрегации. «Рейды свободы» достигли своей цели.



































Экспонаты музея гражданских прав в Мемфисе.

расизм, Мемфис, 1961, сегрегация, история США

Previous post Next post
Up