35 лет назад - 9 апреля 1989 года - на сцене «Театра Олега Табакова» состоялась премьера спектакля по одноименному произведению Василия Аксенова «Затоваренная бочкотара».
Повесть Василия Аксенова «Затоваренная бочкотара» - произведение не только культовое, но и сложное по своей стилистике и композиции. Тем не менее режиссер Евгений Каменькович сумел адаптировать непростой текст и поставить красочный, веселый и музыкальный спектакль, который шел с большим успехом.
Сразу после публикации в 1968 году повести "Затоваренная бочкотара" появилось постановление бюро Краснопресненского райкома КПСС, в котором повесть осуждалась как "безыдейная", модернистская и "искажающая советскую действительность".
А в повести всего лишь изображалось путешествие на грузовике в Коряжск семи случайных попутчиков. Другое дело, что каждый из них представал утрированным типом из соцреалистической литературы, узнаваемым, пародийным. Поэтому каждая фраза из "… бочкотары" становилась крылатой.
«Затоваренная бочкотара» тесно связана с советскими реалиями и бытом 60-х годов прошлого века и словно бы предлагает ностальгическое путешествие в недавнее прошлое, когда значение самого слова «бочкотара» было понятно всем и каждому. Но и перестроечному зрителю спектакль был интересен, ведь речь в нем шла о чаяниях молодости, об удивительном путешествии, предпринятом героями на грузовике шофера Владимира Телескопова.
На премьере 1989-го в кузове грузовика, блуждающего по неисповедимым среднерусским путям, по грунтовым Дао окрест города Коряжска, тряслись молодые и начинающие: Евдокия Германова, Марина Зудина, Надежда Тимохина, Игорь Нефедов, Андрей Смоляков, Владимир Машков, Сергей Безруков, Михаил Хомяков, Дмитрий Бродецкий.
Героев в спектакле немало, и каждый особенный, ищущий что-то свое, по-своему трогательный. И каждый начинает понимать, что частное счастье зависит от счастья всеобщего; и каждый видит, как идет вдалеке Хороший Человек…
Самым важным как в повести Аксенова, так и в спектакле Каменьковича являются стиль, удивительный язык и композиция, в которой явь перемежается со снами, а реальные вещи порою немного преувеличиваются.
«Евгений Каменькович поставил этот спектакль весело, задорно, - отмечал Андрей Максимов в газете «Собеседник» (в номере за 7 мая 1989 года), - Да и проза Василия Аксенова располагает к шуткам. Все время шутят герои спектакля, смеются и они, и зрители, и время пролетает незаметно.
Но когда смолкают финальные аплодисменты, чувствуешь, что остался в тебе горький осадок. Потому что «Затоваренная бочкотара» - этот веселый, шумный спектакль - плач по поколению 60-х. По тому самому поколению, которое прозевало оттепель и лучшие представители которого не хотели участвовать в этом бессмысленном «движении в никуда», впоследствии названном застоем.
Актеры театра-студии в основном молоды. И когда они разыгрывают эту печальную притчу о пути без цели, о движении без смысла, думаю, что зрители в зале, которые в основном тоже молоды, вольно-невольно задумываются о себе. О том, чего мы боимся сейчас, пожалуй, более всего: не было бы повторения оттепели 60-х, не стать бы и нам потерянным поколением».
==============
Постановочная группа
Инсценировка и постановка Евгений Каменькович
Сценография и костюмы Александр Боровский
Режиссер по пластике Алла Сигалова
Музыкальное оформление Виктор Апухтин
Помощник режиссера Людмила Уланова
Действубщие лица и исполнители
ГЕРОИ:
Владимир Телескопов, шофер - Александр Марин, Сергей Безруков
Вадим Афанасьевич Дрожжинин, консультант по Халигалии - Сергей Газаров, Алексей Золотницкий
Глеб Шустиков, военный моряк - Александр Мохов
Ирина Валениновна Селезнева, учительница географии - Надежда Тимохина
Старик Моченкин, бывший инспектор по колорадскому жуку - Вадим Александров
Степанида Ефимовна, лаборант - Евдокия Германова, Александра Табакова
ПОРОКИ:
Боцман Допекайло - Сергей Беляев
Сиракузерс, аргентинский скотопромышленник - Михаил Богдасаров
Викарий из швейцарского кантона Гельвеция - Сергей Шеховцов, Сергей Шенталинский
Рейнвольф Генрих Анатольевич - Андрей Зайков
Фефелов Андрон Лукич - Николай Наркевич
Игрец - Роман Лавров, Андрей Зайков
ЛЮДИ:
Сима, буфетчица - Елена Гольянова, Анна Гуляренко, Ирина Петрова
Боря Курочкин, семиклассник - Михаил Хомяков
Ваня Кулаченко, пилот-распылитель - Александр Воробьев, Игорь Нефедов, Сергей Безруков, Дмитрий Бродецкий
Сильвия Честертон, девушка из Халигалии - Марина Зудина, Людмила Уланова
Мария Рохо, девушка из Халигалии - Ирина Апексимова, Людмила Уланова
Бородкин-старший, младший лейтенант милиции - Александр Воробьев, Алексей Серебряков
Бородкин Виктор Ильич, старший сержант милиции - Андрей Смоляков
Телескопов старший, Старик с пальцем - Виктор Никитин, Владимир Машков, Алексей Неклюдов
ПОНЯТИЯ:
Романтика - Владимир Крючков, Галина Чурилова
Хунта, Характеристика, Химия - Ирина Петрова.
=======
6 июля 2009 года не стало выдающегося писателя, олицетворявшего в современной русской литературе целую эпоху, - Василия Аксенова. О своих встречах с Василием Павловичем и работе с его произведениями в первом выпуске журнала «Театральный подвал» рассказал Евгений Каменькович, режиссер-постановщик спектакля «Затоваренная бочкотара» по одноименной повести писателя.
Мое знакомство с Василием Павловичем Аксеновым произошло в детстве. Большая киевская квартира; я один с бабушкой; родители, как всегда, на гастролях. Я лежу и помираю: у меня гайморит, все болит, спать по ночам невозможно. В те дни меня выручила подборка журналов «Юность» за пятидесятые-шестидесятые годы. Не имея возможности нормально спать, я запоем читал эти журналы - страницу за страницей, не пропуская ничего. Конечно, имена писателей я не запоминал, их было слишком много, но все эти «Звездные билеты» и другие замечательные рассказы в памяти отложились.
Во время учебы в ГИТИСе Давид Боровский, человек, сыгравший в моей жизни колоссальную роль, пересказал мне содержание рассказа Аксенова «Победа». В нем гроссмейстер играет в шахматы со случайным попутчиком и специально ему проигрывает. Удивительный рассказ, один из самых совершенных в мировой литературе. И когда я стал учиться на режиссерском факультете, я вместе с Антоном Табаковым, занимавшимся в актерской группе, этот рассказ поставил. Никто ничего не понял, а я своей работой был очень горд.
Шло время.
Однажды я пытался устроить в Театр Олега Табакова ныне звезду нашей режиссуры Сергея Женовача и вообще всех его сокурсников. Был шикарный показ, однако окончился он ничем. Тем не менее Табаков со свойственной ему оперативностью спросил:
- Ну, может, ты сам хочешь что-нибудь поставить?
- «Затоваренную бочкотару», - ни секунды не думая, понимая, что он сразу скажет «нет», ответил я.
Но Олег Павлович сказал «да», и уже через три дня (такого в моей жизни никогда не было) мы приступили к репетициям.
Был 1989 год. Поколению Саши Марина, игравшего в спектакле Телескопова, Аксенов представлялся классиком. Это, конечно, накладывало свой отпечаток.
Как делать «Бочкотару», никто не знал; никакой инсценировки у меня не было. Но несмотря на это, работали мы очень быстро и очень счастливо. И мы сделали мой самый любимый спектакль.
Во время работы я был наполнен каким-то счастьем, мне казалось, что мы все сможем. И эту грустную историю, которую называют фантастической повестью, утопией, я трактовал как сказку о том, что люди обязаны жить вместе и не могут существовать, ссорясь, конфликтуя и убивая друг друга. Люди обязаны сесть в один грузовик и ехать в одну сторону. Так мне кажется. Может быть, это слишком идеалистическое восприятие Аксенова, но у меня оно именно такое.
Тогда же мне потребовалось получить у Аксенова разрешение на постановку, а он, к сожалению, уже девять лет жил в США. Каким-то волшебным образом удалось разыскать его номер. И я позвонил…
- О, а я как раз еду в Европу! - сказал он мне.
- А я еду на Авиньонский фестиваль, - ответил я. (Мне еще не было тридцати пяти, и меня посылали как молодого специалиста.)
Василий Павлович предложил встретиться в Париже. Конечно, я никак не мог повлиять на сроки своего приезда и отъезда, но обстоятельства сложились так, что в свой первый вечер в Париже я встретился с Аксеновым. Он повел меня в какое-то шикарное кафе, я подарил его жене цветы, мы замечательно поговорили…
Он очень удивлялся, как это можно поставить «Затоваренную бочкотару», я ответил: «Но французы же уже ставили!» Я видел его «живьем» в первый раз. Меня поразило то, как красиво он разговаривает. Мне казалось, что каждое слово он взвешивает, и потом мне хотелось, чтобы те, кто играют в спектакле, могли так же «вкусно» строить фразу.
Никогда не забуду премьеру первой «Бочкотары». Приходили замечательные физики и инженеры - они шептали текст вместе с актерами, они знали повесть наизусть!
Василий Павлович подарил всем нам прекрасные мгновения… Когда он вернулся в СССР, Олег Павлович устроил шикарный спектакль, ставший своеобразной второй премьерой, потому что Аксенов сумел собрать в зале послов Англии и Америки, ярких представителей столичной творческой интеллигенции.
Спектакль был удивительным и закончился тем, что, когда Аксенова вытащили на поклоны, он прыгнул в нашу бочкотару, а ребята его потом качали. Затем был замечательный фуршет, продолжавшийся до самого утра. Под утро некоторые актеры учили писателей и поэтов, как надо писать, как надо жить. В общем, это был один из тех вечеров, ради которых ты и занимаешься театром. Театр - это тяжелый труд, и праздники здесь бывают редко. А это был праздник, который я никогда не забуду.
Мы много лет жили с этим спектаклем счастливо, возили его за границу, в Западный Берлин. Потом Саша Марин уехал, «ввелся» Сережа Безруков - и снова все было хорошо. Но всему есть свой срок, и любой спектакль когда-нибудь «стареет». «Бочкотара» исключением не стала - спектакль от нас ушел…
И как же я был ошарашен в 2007 году предложением Табакова все повторить! Я, конечно, поначалу категорически отказался, понимая, что счастье не повторяется. Но нужно отдать должное Олегу Павловичу: когда я спросил, хочет ли он увидеть новую версию или хочет, чтобы мы просто восстановили спектакль, он ответил: «Я хочу, чтобы это название было в нашем репертуаре». Этот простой ответ обезоружил меня, разнес в пух и прах все аргументы против. И дальше произошло какое-то чудо: новое поколение актеров оказалось очень музыкальным, а работа над спектаклем - очень простой.
Честно могу сказать, что Василий Аксенов - мой самый любимый писатель, и с ним я прожил счастливую жизнь. Не верится, что такой жизнелюбивый человек ушел от нас. У него есть замечательные ранние рассказы. И до сих пор моя мечта поставить что-нибудь по ним остается невоплощенной. Надеюсь, что когда-нибудь найдется компания людей, с которыми удастся это сделать.
Евгений Каменькович, «Театральный подвал» №1 (сентябрь 2009).
=============
Радиоспектакль «Затоваренная бочкотара» можно послушать тут:
https://youtu.be/hoeSxrjHSjI?si=YKyMCPpcc_mE41D0 ======================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 =======================