Ровно 35 лет назад - 26 августа 1988 года - фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку «АССА» с саундтреками из одноименного фильма Сергея Соловьева.
Аннотацию к диску написал сам кинорежиссер Соловьев:
«На этой пластинке записаны песни, многие из ко- торых вы знаете и любите давно. Они сочинены в конце семидесятых, начале восьмидесятых годов. Но есть тут и совсем новые песни. И те и другие кажутся мне удивительными - может быть, оттого что я принадлежу к более старшему поколению, чем их авторы, а может быть, и оттого, что талант всегда изумляет.
Впрочем, за полтора года работы над фильмом «Асса» удивляться мне приходилось не раз. Сколько раз я слышал про молодежный «андеграунд» - цинизм, отрицание, неверие… Ци- низм по отношению к чему! Отрицание чего! В фильме «Асса», скажем, эти «отрицающие» песни направлены лично к авантюристу и негодяю Кры- мову. В жизни, рождаясь, они также были обращены ко множеству подобных «хозяев жизни» пережи- того нами трудного времени, названного теперь «периодом застоя».
Как ясно, чисто, серьезно нужно мыслить и жить художнику, который не сейчас, когда «можно», а тогда, когда было «очень нельзя», говорил, пел, звал: «Перемен требуют наши сердца! Перемен требуют наши глаза! В нашем крике, и в наших сердцах, и в пульсации вен -- перемен! Мы ждем перемен!»
В начале шестидесятых, в годы нашей молодости, слушая Булата Окуджаву, скры- вая сердечный спазм нежности, мы мысленно бла- годарили его: «Спасибо, старик, это потрясающе». И «старик», и «потрясающе» в наш лексикон пришли из Хемингуэя. Те «старики» сегодня - нравственная основа общества, осуществляющего перестройку.
«Новые кличут друг друга «битлами», Не будем ханжески смущаться иностранностью обращения. Отбросив вздорные и недостойные культурного на- рода выдумки, давайте скажем им наконец: «Битлы, спасибо, это класс!» Будем признательны их возвышенным сердцам, вовсе не цинизма и отрицания преисполненным, а мужественной, стойкой и целомудренной любви».
======
Диск переиздавался позднее 15 раз Рижским Заводом Грампластинок, Ленинградским Заводом Грампластинок, Апрелевским Заводом Грампластинок, Московским Опытным Заводом «Грамзапись»(МОЗГ), Ташкентским Заводом Грампластинок и другими.
Кстати в экспортный вариант, выпускавшийся МОЗГ - ом, входили вкладыш-календарь и плакат - невиданная редкость для советских грампластинок.
Практически все (ну или большинство во всяком случае) композиции с данной пластинки стали культовыми как и сама пластинка.
Начнём с первой: «Здравствуй, мальчик Бананан». Мальчик Бананан «рождён» не в «АССА» и не для «АССА» а позаимствован с магнитоальбома Юрия Чернавского «Банановые острова», который был записан с музыкантами группы «Весёлые ребята» ещё в период с декабря 1982 по февраль 1983-го. Проект «Банановые острова» входит в числе прочих в книгу Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока». Таким образом коллектив «Весёлые ребята» был причислен на какое-то время к рок-исполнителям. А идея имени «Бананан» принадлежит самому Юрию Чернавскому и Сергею Рыжову. «Чернавский, придя утром в гостиничный номер к Рыжову, спросил: „Старик, я опять про бананы. Я придумал такого ма-а-аленького мальчика, который живёт в телефонной трубке и делает ту-ту-ту. Как ты думаешь, как его зовут?“ Рыжов повертел носом во сне и, не открывая глаз, пробормотал: „Бана-н-нан“. Повернулся к стенке и опять уснул…»
(Из воспоминаний Ю. Чернавского )
БГ и «Аквариум» во второй половине 80-х были настолько популярны, что тут даже и комментировать нечего. «Иду на Ты», «Мочалкин блюз», «Плоскость», «Старик Козлодоев» и «Город золотой» - целых пять треков с пластинки отдано им, что делает альбом чуть ли не сборником песен БГ и «Аквариума».
По поводу Жанны Хасановны и «Браво» тоже можно обойтись без комментариев как и незачем комментировать финал фильма и пластинки: Цоя с его желанием перемен.
Единственная композиция о которой мало что известно, как и о её исполнителе - «ВВС». Кто же это такие, Александр Синицын и группа «Союз композиторов»?
В содружестве с не менее талантливым музыкантом и аранжировщиком Михаилом Михайлюком, Синицын записал свой первый полуторачасовой альбом «ВВС», но, как исполнители они обозначились на нём «Отряд имени Валерия Чкалова». Для своих последующих работ Синицын привлекал других сессионных музыкантов и это уже называлось «Союз композиторов». Однако, несмотря на то, что этот самый «Союз композиторов» записал 4 альбома, не включи Сергей Соловьёв композицию «ВВС» в свой фильм - о них бы вообще никто не знал.
===============
Сторона 1 (19:20)
Юрий Чернавский и группа «Весёлые ребята» - «Здравствуй, мальчик Бананан» (В. Матецкий - Ю. Чернавский)
Борис Гребенщиков и ансамбль «Аквариум» - «Иду на ты» (музыка и слова Б. Гребенщикова)
Александр Синицын и группа «Союз композиторов» - ВВС (музыка и слова А. Синицына)
Борис Гребенщиков и ансамбль «Аквариум» - «Мочалкин блюз» (музыка и слова Б. Гребенщикова)
Сторона 2 (19:17)
Борис Гребенщиков и ансамбль «Аквариум» - «Плоскость» (музыка и слова Б. Гребенщикова)
Борис Гребенщиков и ансамбль «Аквариум» - «Старик Козлодоев» (музыка и слова Б. Гребенщикова)
Борис Гребенщиков и ансамбль «Аквариум» - «Город золотой»
Жанна Агузарова и группа «Браво» - «Чудесная страна» (Е. Хавтан - Ж. Агузарова, А.Понизовский)
В. Цой и группа «Кино» - Хочу перемен (музыка и слова В. Цой)
======================
Песни с пластинки можно послушать тут:
https://youtu.be/ZUkWbu8XlX4?si=nOc6AnTYuQ4IArmS ======================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 =======================