Ровно 30 лет назад, 1 апреля 1988 года, советская газета, причём вторая по значимости («Известия»), впервые позволила себе под предлогом Дня дурака дать заведомо не соответствующую действительности информацию вне рубрики «Сатира и юмор».
Советским газетам привыкли верить. Советские газеты, как и любые другие, могли какие-то факты акцентировать, а на какие-то не обращать внимания. Всё зависело от того, вписывались они в систему взглядов и «генеральную линию партии» или нет, пришлось ли бы в результате их публикации «ссориться» с ведомственным или региональным руководством, согласована ли критическая публикация с учредителем, и так далее. Однако все знали: «просто так», без крайне веской причины, ни одна газета соврать себе не позволит.
1 апреля 1988 года это правило было грубо нарушено. В специально созданной рубрике «Хорошие новости: факты и комментарии» газета «Известия» поместила четыре статьи: о том, что Диего Марадона переходит в «Спартак», об открытии приёма в отряд космонавтов для всех желающих, о расширении практики «ученик за рулём» на пассажирские самолёты, о кооперативе, предоставляющем услугу по прочтению той или иной книги за заказчика… Завершала подборку приписка мелким шрифтом: «Следующая подборка материалов под рубрикой "Хорошие новости: факты и комментарии" выйдет первого апреля 1989 г.»
Насколько я помню, в общесоюзном утреннем выпуске газеты «Известия» от 1 апреля 1988 года подборка появилась на последней, восьмой полосе; в московском же вечернем выпуске газеты за ту же дату, как видим, она на предпоследней, седьмой. Газеты в то время в основном читали с последней страницы (не знаю, как дело обстоит сейчас), поэтому на публикацию обратили внимание миллионы читателей, и далеко не все из них поняли, что это первоапрельский розыгрыш. Более того, некоторые ведущие мировые агентства успели распространить часть новостей из публикации «Известий» как вполне достоверные.
Впоследствии случится многое. Кашпировский и Чумак. МММ, «Властилина» и «Русский дом селенга». Битва за «Связьинвест» и Сергей Доренко. Мы приучимся в каждой публикации искать чьи-то скрытые интересы и не верить безоговорочно всему напечатанному и сказанному с экрана.
Но первый шаг к формированию массового критического мышления в нашей стране был сделан именно тогда, 1 апреля 1988 года. Вопрос, однако, в другом: случайно или намеренно?
Было бы очень интересно узнать, как появилась идея о такой публикации и на каком уровне принималось решение о ней. Исходила ли инициатива «изнутри» «Известий» или же откуда-то «сверху»? Ясно ведь, что ни одна из бесчисленных «Правд» («Правда», «Комсомольская правда», «Пионерская правда», «Московская правда», «Правда Украины», «Московская правда», «Крымская правда»…) для этого не подходила: название всё же обязывало. А «Известия Советов народных депутатов СССР», как тогда полностью назывались «Известия», были самой значимой и известной в стране газетой, которая могла бы опубликовать подобный материал.
Может быть, кто-то знает, как готовилась эта публикация?
Роман Синельников
Уже в следующем номере - 2 апреля 1988 года - «Известия» напечатали опровержение.
Отдельно фельетонов газеты отчитался о шквале звонков, накрывших редакцию.
«Одни звонят с благодарностью за хороший розыгрыш в День смеха. Другие не скрывают не- довольства: «Какие могут быть шутки в период перестройхи?!» (Помните у классиков: «Какие могут быть шутки в реконструк- тивный период?»).
И тех и других еще раз поздравляем с 1 апреля, И вас всех, уважаемые читатели, тоже с Днем смеха!
Поздновато?… Что ж, в любом розыгрыше нужно сознаться - и лучше позже, чем никогда».
======================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 =======================
Опровержение газеты на следующий день, 2 апреля 1988 года (с. 6)