Давайте поговорим, как можно было бы обустроить систему государственной поддержки инноваций в РФ?

Jan 28, 2016 07:58

Оригинал взят у videoelektronic в Либералы-монетаристы взялись за инновации! Пипец последним инновациям!
Во второй половине поста мой личный комментарий и мои личный предложения из цикла "Что делать?"

Оригинал взят у charsov в Мы строили, строили и, наконец, построили...

image Click to view



Что творится, новация на инновацию! Самое время ликвидировать инноград "Сколково" и превратить его в девелоперский проект?! Складывается впечатление, что его такую судьбы спланировали еще на стадии выбора территории.





отсюда

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

А теперь я расскажу вам, каким образом можно было бы наладить государсртвенную поддержку бизнесу, работающему в сфере инноваций. Понятно, что так точно сделано не будет, поскольку современные федеральные бюрократы на разумные и оригинальные управленческие решения не способны по определению.

Итак, проблемой нынешней "системы" гос-поддержки инноваций является прежде всего то, что эта система не является системной, что поддержка абсолютно хаотична и является больше профанацией действий, чем самими действиями. Отдельные примеры успеха не в счёт, так как сделаны вопреки бюрократической системе, а не благодаря ей.

Для того, что бы создать позитивную работающую систему поддержки инноваций надо в первую очередь осознать, что
1) бюрократы не способны создавать и участвовать в создании инноваций по своей сути!
2) Обилие различных институтов поддержки создаёт неразбериху и бардак, делая работу по такой поддержке новшеств бессистемной.
3) необходимо разделить функции руководства поддержкой инноваций, забрав их у бюрократов, и контролем за такой поддержкой, оставив его бюрократии.
4) необходимо вовлечь в руководство поддержкой инноваций как можно большее число людей, способных к такой работе и доказавших эту способность на деле.
5) необходимо понимать, что не все даже оригинальные и инновационные идеи имеют потенциал для их реализации в бизнес!

Как же это сделать?
Очевидно, что способов может быть много, но я хочу рассказать об одном из них, который достаточно красивый и сумасшедший, что бы быть очень эффективным решением.
Заключается он в принципе агентской "матрёшки".
Сразу объясню, что агентские взаимоотношения бизнеса и государства в нашей экономике широко применяются. Даже более широко, чем думает большинство граждан, поскольку, например, уплата НДФЛ (т.н. подоходного налога) организацией работодателем за своих работников - это и есть типичные и самые широко практикуемые агентские отношения государства и бизнеса.
Как можно такой принцип агентских взаимоотношений использовать для управления государственной поддержкой инновационного бизнеса? Да очень просто! Следите за руками:

Раз) Государство объединяет все институты развития (Фонды поддержки инноваций и гос-компании венчурного типа) в единый некоммерческий "Фонд инноваций" (ФИ)
Два) Наблюдательный совет ФИ (НСФИ) с полномочиями назначения Председателя ФИ и его заместителей, а так же утверждения программ финансовой поддержки инноваций и отбора И-проектов выбирается методом жеребьевки из в десять или сто раз большего резерва людей, состоящего в равных пропорциях из имеющих признанные успехи предпринимателей (корпоративных управленцев) в сфере инноваций и академиков РАН или их персональных представителей, если академику больше 70 лет. Состав НСФИ ротируется на 20% каждые 6 месяцев.
Три) Инновационные проекты (И-проекты) подразделяются на категории:
- большие ( более 500 млн. рублей сроком реализации от 3-х до 5 лет),
- средние (от 100 до 500 млн. рублей сроком реализации от 2 до 4 лет),
- малые (от 20 до 100 млн. рублей сроком реализации от 1 до 3-х лет),
- сверхмалые (от 5 до 20 млн. рублей 1 год),
- микро ( до 5 млн. рублей 1 год).
Четыре) НСФИ самостоятельно создаёт систему отбора перспективных И-проектов и шорт-лист таких проектов в каждой категории. Руководители проектов, попавших в шорт-лист, автоматически становятся экспертами ФИ с правом совещательного голоса.
Пять!) В рамках Фонда Инноваций происходит конкурсный отбор только категории больших проектов.
Шесть) Грантополучатель для исполнения большого проекта (ГрпБП) обременяется Фондом Инноваций агентскими обязанностями самостоятельного выбора из шорт-листа категории средних проектов тех, которые он должен будет финансировать в пределах дополнительно перечисляемых ему ФИ средств объёмом 50% от суммы его собственного гранта на его собственный большой проект. Контроль за реализацией выбранных ГрпБП проектов будет то же его агентской обязанностью.
Семь) Грантополучаетели средних проектов (ГрпСП) вступают в агентские отношения с ГрпБП и действуют по той же схеме уже по отношению к малым И-проектам шорт-листа Фонда Инноваций.
Восемь) Получается многоуровневая система, где верхние проектные уровни контролируют нижние, а все уровни работают на создание интегрированных друг с другом инновационных бизнесов.

И последнее. Я понимаю, что подобное реализовано не будет.
Но, согласитесь, что предложенная система проектного финансирования инноваций, как минимум, красива!

инновации, бюрократия

Previous post Next post
Up