Экологическая опасность гептила и его производных, часть 3

Nov 04, 2014 08:05

4. Факты, свидетельствующие об опасности гептила, аварии на территории России

4.1 Взрыв ракеты с гептилом в Плесецке, доктор химических наук Л.А Федоров, Сообщение UCS-INFO.165, 22 сентября 1997 г. (из неизвестного)

26 июня 1973 года в 4 часа 22 минуты при подготовке к сливу компонентов топлива ракеты-носителя 11К65М ("Космос-3М") после несостоявшегося пуска произошел взрыв и возник пожар (погиб весь боевой расчет).

Предстоял очередной запуск космического аппарата. Ракета "Космос-3М" была сконструирована в КБ М.К. Янгеля (ныне КБ "Южное") на базе баллистической ракеты Р-14. На этой двухступенчатой ракете со стартовой массой 108 тонн и длиной 32,4 метра в качестве горючего используется несимметричный диметилгидразин (НДМГ, гептил) и в качестве окислителя - смесь азотной кислоты и четырехокиси азота. Это долгохранимое ракетное топливо при смешивании воспламеняется, что обеспечивает надежный запуск и работу ракетных двигателей, но требует особой аккуратности в обращении.

25 июня состоялся вывоз ракеты с пристыкованным космическим аппаратом на стартовый комплекс и началась ее подготовка к пуску, который был назначен на 26 июня в 1 час 32 минуты московского времени. В ходе заправки бака горючего первой ступени было замечено ненормальное функционирование одного из бортовых датчиков. Поэтому в 22 часа 23 минуты операции по заправке старший инженер-испытатель подполковник В. Соснин остановил. Принимается решение дозаправить 2 тысячи литров до появления сигнала. А поскольку до назначенного времени пуска оставалось меньше двух часов, то дозаправка велась с большим расходом.

Принятое решение стало первым шагом к трагедии. Измерительные устройства, установленные на стартовом комплексе, имели очень низкую точность, и попытка боевого расчета учесть это обстоятельство не увенчалась успехом. На самом деле бак был уже почти полным, горючее потекло из бака по дренажной магистрали. Заправку остановили, когда стало окончательно ясно, что в баке горючего не работает сигнализатор наполнения.

Анализируя причины аварии, комиссия поставила в вину боевому расчету неиспользование для принятия решения показаний прибора с большой погрешностью измерений. Но это было штатное оснащение стартового комплекса, и использование других измерительных приборов документацией не предусмотрено. Да их и не было.

Не предусмотрел главный конструктор и технических средств дистанционного контроля за появлением компонентов ракетного топлива в дренажной магистрали. Пришлось двум офицерам майору А. Проскурне и лейтенанту В. Бойко, рискуя жизнью, стоя у заправляемой ракеты, "на слух" следить за дренажной магистралью и давать команду на прекращение заправки... Когда произошла перезаправка бака горючего первой ступени с заполнением дренажной магистрали, приняли решение на частичный слив топлива из этого бака по штатной схеме, заданной в технической документации.

Это решение стало вторым шагом к катастрофе, поскольку и здесь в документации отсутствовал порядок действий по сливу топлива из баков при заполненной дренажной трубе. Горючее, оказавшееся не только в дренажной трубе, но и в трубе наддува бака, сыграло роль гидравлического запора. В ходе слива давление в газовой подушке бака стало значительно ниже атмосферного и произошло смятие верхнего днища бака с нарушением его герметичности. Этого боевой расчет предусмотреть уже никак не мог: здесь требовались специальные инженерные знания, опыт по проектированию ракетных баков и, самое главное, время. Времени на обдумывание сложившейся ситуации у боевого расчета фактически не было - до назначенного пуска оставалось полтора часа.

С началом слива горючего восстановилась работа сигнализатора наполнения бака. Руководитель работ на стартовом комплексе полковник М.Колесов решил продолжить предстартовую подготовку. Средства телеметрического контроля за ракетой на стартовом комплексе не были еще предусмотрены. Дозаправка бака горючего до заданного уровня закончилась за 34 минуты до пуска.

В установленное время начались заключительные операции по подготовке ракеты к пуску. Но с началом предстартового наддува баков люди, находившиеся в это время на наблюдательном пункте, заметили парение горючего в районе межбакового отсека первой ступени и услышали вначале скрежет, а затем звуки переменного тона. В это же время наземная аппаратура зарегистрировала снижение давления наддува бака горючего первой ступени ниже допустимого. Не помогло и подключение высокого давления. За 15 секунд до пуска при контроле бортового наддува автоматически произошла остановка пусковых операций. Был объявлен "отбой" и принято решение о переносе запуска на сутки. Схему запуска перевели в исходное положение и обесточили.

Высланная для осмотра ракеты группа в составе майоров Проскурни, Бирюкова и капитана Бурина обнаружила течь горючего из бака первой ступени: оно было уже на пусковом столе и около него. Необходимо было срочно слить топливо из ракеты.

И снова боевой расчет вынужден был работать на свой страх и риск. Очередное "белое пятно" в документации главного конструктора - не определены порядок действий и меры безопасности при сливе топлива из поврежденной ракеты.

Хронология последних минут перед взрывом следующая. В 4 часа 15 минут закончилась подготовка к сливу. В 4 часа 18 минут, как это определено документацией, к башне обслуживания отправляется расчет заправки окислителя из 9 человек. На пятую площадку башни обслуживания для подстыковки наполнительных соединений ко второй ступени ракеты поднялись старший лейтенант Карнаухов с двумя солдатами. Майор Хомяков и капитан Безуглов с двумя солдатами остались на нулевой отметке для подстыковки коммуникаций "земля-башня". Следом за первой группой в 4 часа 20 минут отправляется группа из четырех человек во главе с майором Бирюковым для осмотра приборного и хвостового отсеков первой ступени.

В 4 часа 22 минуты произошла вспышка, а затем два последовательных взрыва. Начался пожар. В это время командир отделения сержант Шиганов поднимался на лифте на пятую площадку, а боевой расчет смотровой группы находился на пути к ракете.

Вспышка паров НДМГ и последующий взрыв по времени совпали с началом работы расчета окислителя по подготовке наполнительных соединений к стыковке. Государственная комиссия пришла к выводу, что "наиболее вероятным является случайное попадание на проливы НДМГ остатков окислителя из наполнительных соединений при неосторожных действиях исполнителей".

Погибли 9 человек боевого расчета (весь состав) и 11 человек госпитализированы (приведены все фамилии). Погибший 26 июня 1973 года боевой расчет похоронен в Мирном в братской могиле на берегу лесного озера. Это место стало мемориальным кладбищем ракетчиков".

С. Сергеев "Правда севера", 1 марта 1994 года.

4.2 Испытания ракетных двигателей - фасад и изнанка, доктор химических наук Л.А. Федоров. Будни американского заказа, Сообщение UCS-INFO.132, 16 мая 1997 г.

Фасад ("Московские новости", 11 мая 1997 года)
НПО "Энергомаш" - единственный сегодня разработчик и производитель ракетных двигателей в России недавно выиграло конкурс у ведущих двигателестроительных фирм мира на модернизацию тяжелой американской ракеты "Атлас-2М". Специально для США российские специалисты создали двигатель РД- 180 с тягой в 400 тонн. Свои проблемы - у филиала НПО "Энергомаш", испытательного комплекса. Комплекс расположен в Омской области неподалеку от рабочего поселка Крутая Горка. Этот комплекс является омским филиалом НПО "Энергомаш"…

Изнанка ("Труд", 6 апреля 1995 года)
Тревожное письмо прислала учительница музыкальной школы из поселка Крутая Горка, что близ Омска, Людмила Николаевна КОКОШНИКОВА.

"Многие жители трудятся на филиале завода имени Баранова, где с 1964 по 1989 год проводили испытания ракетных двигателей, имели дело с компонентами ракетного топлива - гептилом и амилом. Уже на пятом году работы многие здесь начали умирать от рака. Однако это не встревожило ни администрацию завода, ни медиков. Ни один из этих несчастных не значился умершим в связи с профзаболеванием, хотя при работе с такими канцерогенными веществами, как гептил и амил, это само собой разумеется. Страшно то, что, работая с опасными веществами и проходя два раза в год профосмотр, коллектив не был осведомлен об угрожавшей ему опасности. С 1989 года гептил и амил уже не используются, но эти канцерогенные вещества продолжают складироваться на промплощадках завода.

У нас нет уверенности, что гептил не хранится и на территории поселка и им не заражена почва. Помещения завода, стены пропитаны гептилом. Анализы на содержание этих опасных веществ в почве не проводились. Но не только взрослые умирают от рака, болеют дети. Больного ребенка из Крутой Горки не берутся диагностировать не только в Омске, но и в столице, заявляя, чтобы искали источник заражения в месте проживания.

Мы много раз пытались привлечь внимание к нашим бедам природоохранительные органы и органы здравоохранения, но помощи не получили. Медики всех рангов отказываются ставить онкологические заболевания в ранг профессиональных, но вот реальная картина:

1. Несмоловский В.П. умер через 6 лет работы, был первым начальником испытательного цеха. Остались два сына. Диагноз: заболевание крови.

2. Мусимович А.М. умер через 5 лет работы, моторист-испытатель. Диагноз: рак.

3. Юров К.А., приборист по автоматике, умер в 54 года. Диагноз: рак.

4. Ходок А., приборист-моторист испытательного цеха, умер в 36 лет, скоропостижно. За неделю до этого прошел профосмотр. Заключение - практически здоров.

И еще несколько десятков других людей, умерших с диагнозом: рак. Список их представлен в облкомприроды общественной группой "Здоровье" поселка Крутая Горка. Средняя продолжительность жизни умерших в поселке за последние годы составляет 50 лет.

Можно ужаснуться такой ситуации, но все ее считают нормальной.

Я обращаюсь к вам в надежде привлечь внимание к нашим проблемам".

4.3 Гептиловая авария на железной дороге в Ярославле, доктор химических наук Л.А. Федоров, Сообщение UCS-INFO.103, 1 февраля 1997 г. "Черные брызги из белой цистерны"

Заметим, что гептил в 6 раз токсичнее синильной кислоты. Статья из газеты "Золотое кольцо" (Ярославль) за 17 августа 1996 г.

Морозной ночью 88-го
1 февраля 1988 года в 0 часов 25 минут в Ярославле на перегоне Приволжье - Филино произошла авария грузового поезда М 2502. С рельсов сошли 7 вагонов, в том числе 3 цистерны с гептилом - веществом, являющимся компонентом ракетного топлива. Одна из цистерн опрокинулась набок, разгерметизировалась горловина, и опасное токсическое вещество стало вытекать на насыпь со скоростью 80 - 100 литров в час. Возник очаг химического поражения.

Всего на полотно дороги было разлито около 740 литров и собрано в емкости 450 литров гептила. Все эти данные я взяла из отчета, предоставленного мне в управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Вообще во всех работах по ликвидации аварии были задействованы 1171 человек. Горожан эвакуировали из зоны возможного заражения и разместили в клубе "Гигант" и во Дворце культуры имени Добрынина.

Ростовский бунт
Тем временем специалисты, ученые проводили изыскательские работы по определению площади растекания и глубины проникновения гептила в насыпь. Объем сильно зараженного грунта, где уровень гептила достигал 20 граммов на 1 килограмм грунта, составил 150 кубических метров. 3 февраля приступили к работам по выемке грунта. В этот день было вывезено в Ростовский район и сожжено 100 кубометров слабо зараженного грунта. Но весь грунт вывезти в Ростовский район не удалось - взбунтовались жители соседних деревень и не дали сжигать грунт в действующем карьере.

Весь остальной сильно зараженный грунт вывезли в Гаврилов-Ямский район. Причем возили уже не днем, а под покровом ночной темноты, дабы не вызвать возмущения сельских жителей.

Вывезли землю в два места. Одно из них располагается в двух км северо-восточнее села Троицкого, а второе - в двух км юго-западнее этого же села. Ученые предложили обеззараживать гептил термическим способом - сжиганием грунта в керосине. Концентрация гептила в грунте, отвезенном в Ростовский район, была после однократного сжигания ниже предельно допустимого уровня.

Сложнее оказался процесс сжигания сильно зараженного грунта в Гаврилов-Ямском районе. Сжигание происходило медленно из-за отсутствия специальных печей. Грунт сжигали несколько раз, но даже после многократных сжиганий содержание гептила превышало ПДУ. Сожженный грунт захоронили в могильнике юго-западнее села Троицкого. Была вырыта траншея 21 х 3 х 1,5 метра. По всему профилю траншеи была проложена полиэтиленовая пленка в два слоя. Зараженный грунт пересыпали слоями активного хлора. На участке захоронения были вывешены плакаты: "Внимание! Не копать: отходы хлорной извести". Если бы только отходы хлорной извести!

Что же теперь на этих территориях, где сжигался и хоронился зараженный гептилом грунт? Наконец мы нашли участок. На нем и в самом деле ни травинки. А ведь вокруг настоящие джунгли. Место и впрямь напоминает некую таинственную зону. У подножия холма грязно-зеленый пруд. Уж не из-за опасных ли отходов он загнил?

На месте основного могильника близ села Троицкого сохранились еще колючая проволока, огораживавшая участок, и столбы, но уже без всяких надписей. Валяется здесь и несколько стальных поддонов, на которых сжигали когда-то зараженный грунт…Люди еще помнят, что в первые годы после сжигания грунта в этих местах находили дохлых грызунов и лосей, встречались облысевшие лисицы и зайцы. Ученые рекомендовали не пускать сюда людей и животных, но без серьезного ограждения это пожелание трудно было выполнить.

Виновные так и не названы
После ликвидации аварии в феврале 1988 года даже центральные газеты писали: ничто больше не угрожает жизни и здоровью горожан. А жидкость, которая пролилась, называли тогда огнеопасной, опасной, ядовитой, обходясь без ее точного названия. Сейчас химики спокойно говорят о том, что эта токсическая жидкость - гептил, составная часть ракетного топлива, или более точно - несимметричный диметилгидразин. Не скрывают и того, что в период ликвидации аварии было госпитализировано 58 человек, отравившихся гептилом.

Но отравлены были не только люди, но и земля. Места для сжигания грунта определялись в спешке, в области ведь нет специального полигона для утилизации опасных отходов. Причем свозили ее аж в три места. Но если, не дай Бог, случится новая авария, неужели опять будут размещать отходы вблизи населенных пунктов? Управление по делам ГО и ЧС ответа на этот вопрос не дает. До сих пор у людей, живущих вблизи мест захоронений, сохранились боязнь, страх. Ведь их не знакомили с результатами исследований земли на их родной территории.

Наказаны ли были виновники аварии? 1 февраля 1988 года Северной транспортной прокуратурой было возбуждено уголовное дело по факту железнодорожной аварии. 12 октября 1988 года дело прекратили... за отсутствием состава преступления. В прокуратуре хранятся три пухлых тома этого дела. Расследование проводилось скрупулезно, с множеством экспертиз, ведь пролилась не банка с молоком, а цистерна с гептилом. Но виновные в этой аварии так и не были наказаны.

Лариса Фабричникова
В связи с упоминавшимися в материале облысевшми лисицами и зайцами хотелось бы напомнить, что лысели в те лихие годы и люди. Помните одномоментное облысение детей в Черкассах и Силламяэ? Так вот, знающие люди уверяют, что в Черкассах гептил от срочно уничтоженных гептильных ракет средней дальности жгли в печах кирпичного завода в Черкассах. Где именно гептил жгли в Силламяэ, дознаться не удалось. Пока.

4.4 Последствия производства гептила в г. Салават, Башкирия, доктор химических наук Л.А. Федоров, Сообщение UCS-INFO.195, 17 декабря 1997 г., Возобновление производства гептила в Салавате (вперед в прошлое?)

Прошлое
Завод, о котором пойдет речь, замаскировался в сложной системе различных производств в ПО "Салаватнефтеоргсинтез" города Салавата под скромным названием цех N 38 (1966 год - дата его создания). Химзавод вырабатывает три компонента жидкого ракетного топлива: гептил, гексил, диметиламин. Объем производства является одним из важных секретов, но его нетрудно определить, зная количество отходов: отходов так много, что для их захоронения в 1972 году был произведен подземный ядерный взрыв "Кама -1". С помощью атомного взрыва в 18 км от г.Салавата на левом берегу реки Белая был образован резервуар для закачки отходов производства жидкого ракетного топлива.

Обстановка работы на химзаводе дает представление о токсичности его продукции. Работа ведется в противогазах и спецодежде. Выход на пенсию в 40 лет.

От выбросов этого завода страдают не только профессионалы, но и население Салавата и окружающих его сел. 25 тысяч садов и огородов жителей г. Салавата находятся в зоне химических выбросов. Средний возраст людей, захороненных на салаватском кладбище за последние 20 лет, составляет 42 года.

Через 3-4 дня после того, как смог окутает город, все младенцы в палате роддома становятся желтыми. Легкая желтуха длительностью до 3 недель, наблюдается практически у всех новорожденных, только возникает она уже после выписки из роддома. У других детей желтуха принимает затяжной характер и требует длительного лечения. Без медицинской помощи у младенцев обычно развивается энцефалопатия, замедляется развитие речи, нарушается тонус мышц.

Заболевания, связанные с производством ракетного топлива, лечатся только в Санкт-Петербурге".

Журнал "Работница", июнь 1993 г.

Будущее?
"Было время, когда упоминание о химическом заводе в печати считалось равносильным раскрытию государственной тайны, а в сводках о выполнении плана по объединению он маскировался под безликим названием "завод"…Когда о существовании секретного объекта стало известно даже ленивому, искусственно поддерживаемая секретность надежно защищала руководство от нежелательного информационного вторжения.

Сегодня из уст первого руководителя некогда секретного завода можно узнать доподлинно, что основная продукция химзавода предназначена для ракетно-космических агентств и это топливо, которое применяется для запуска ракет типа "Прогресс" и "Протон", летающих на станцию "Мир".

О сегодняшнем дне предприятия, о стоящих перед коллективом задачах рассказывает директор химзавода С.А. Филин: "Мы возобновили все прежние связи с потребителями продукции, наладили новые контакты. Думаем, что к концу октября - началу ноября у нас будет неплохой пакет заказов на продукцию нашего завода на 1998 г.

В августе во всех цехах завода прошли собрания. Много было высказано критических замечаний - низкая заработная плата, несвоевременная ее выдача, отсутствие бытовых шкафчиков. В этом месяце я ездил в Москву, график поставок по гептилу согласован, и завод должен выйти на хорошие показатели. На химзаводе много пенсионеров. Мы стараемся предоставить им отдых. Стараемся пополнить коллектив завода молодыми кадрами.

Своими мощностями потребности в ракетном топливе мы полностью покрываем. И в ближайшие 2-3 года ситуация будет в нашу пользу, наш продукт будет нужен".

"Салаватский нефтехимик", 25 октября 1997 г.

Комментарий Л.А. Федорова
Итак, в Башкирском ханстве готовятся к опасному для здоровья его сограждан походу в будущее, не рассчитавшись с прошлым. Делается это столь безоглядно, что не побрезговали откровенной неправдой. Потому что:

1. Салават не является монополистом в производстве гептила. На "Нефтеоргсинтезе" г. Ангарска (Иркутская область) действует точно такое же производство гептила, как и в Салавате.

2. В нашей стране имеется несколько крупных хранилищ стратегических запасов гептила - в Тамбовской и Свердловской областях, Марийской республике и т.д. И их хватит не все виды ракетных пусков на многие годы вперед.

А ханством Башкирская Республика по праву может быть названа потому, что за последние 2 года ни одна газета Башкирии не нашла места для нескольких строчек моих сомнений в полезности гептила для здоровья долго не живущих жителей Башкирии вообще и города Салавата в частности. И не только моих строчек.

http://www.prpc.ru/booklet5/04.shtml

космос, ракеты, экология

Previous post Next post
Up