Скалы среди леса, небольшая пещера под их отвесным склоном… Наконец, просто большие валуны с причудливыми выемками, одну из которых, самую большую, и всегда полную воды, называют «чёртовым колодцем». Ландшафт здесь поистине сакральный. Осматривать место нужно без всякой спешки. К сожалению, нам пришлось слегка подгонять себя из-за необходимости обустроиться на ночлег...
Мнение о святости территории, по всей вероятности, разделяли наши предки. Археологи выявили здесь следы человеческой деятельности. В раннеславянский период (IX-X вв.) в этом месте было городище - то есть поселение, имеющее укрепления. Однако Чёртово городище удалено от крупных рек - в таких местностях укреплённые поселения в указанный период не располагались по хозяйственным и транспортным причинам. Одно это наводит на мысль, что предназначение Чёртова городища в раннем Средневековье было не обыденным.
Наиболее полное и, по большей части, добротное историко-археологическое исследование Чёртова городища принадлежит перу калужского археолога Олега Леонидовича Прошкина. По данным раскопок, люди в окрестностях замаячили ещё в каменном веке. Ощутимый пласт составляют находки века железного - периода, предшествовавшего славянской колонизации. Это керамика мощинской (балтской?)культуры и бронзовые украшения, имеющие параллели на Средней Оке. Впрочем, самая бурная жизнь здесь была именно в славянский период - к нему относится 94% сделанных находок.
В то же время, вещевой материал вполне отражает пёструю этническую картину эпохи. С лучевыми височными кольцами «славянского» типа соседствует «балтский» головной венчик и «финно-угорская» привеска. Есть здесь и вещи «салтовского» типа, указывающие на связи с соседями из южных степей и лесо-степей - конгломератом этносов, населявших Хазарский каганат.
Помимо керамики и украшений, на городище немало оружия и внушительная коллекция арабских монет - дирхемов.
Выемки на камнях, по мнению О. Л. Прошкина, скорее всего, имеют антропоморфное происхождение. Любопытны скопления керамики у камней, которые могут являть собой следы древних жертвоприношений. При этом в целом культурный слой довольно слабый, что указывает на то, что Чёртово городище едва ли было местом долгого постоянного проживания…
В итоге О. Л. Прошкин приходит к выводу, который и мне кажется вполне справедливым: «единственное предположение о том, что представляло собой городище «Чёртово Городище» в IX веке на настоящем, промежуточном, уровне его изучения, а также изучения его ближайшей округи, заключается в определении его в качестве культового места, а возможно, и убежища. Аналогий подобному поселению этого периода на верхней Оке пока неизвестно» (стр. 72).
Археологические данные также проливают свет на трагический финал древней истории городища. Остатки укреплений хранят следы большого пожара. А среди пепла разбросаны наконечники стрел и остатки копий… Чёртово городище было взято штурмом, разорено и сожжено в 1-й четверти Х века, разделив судьбу многих других поселений роменской археологической культуры, отождествляемой с племенными союзами северян и, возможно, вятичей. Кто были ненавистные оккупанты мне пока так и непонятно из археологических отчётов.
На Чёртовом городище нужно найти лишь силы отрешиться ненадолго от извечно обуревающей нас суеты, и магия места подхватит вас и увлечёт в свои глубины… Я думал об этом, всматриваясь в летящие ввысь искры ночного костра…
Последнее фото с сайта Калужского краеведческого музея:
http://www.kokm.ru/ru/news/na/1/ Читайте также:
Верховские княжества, часть 1, Козельск:
http://ecolog2017.livejournal.com/44888.htmlПоход на Верховские княжества, Часть 2, Знакомство с Чёртовым городищем:
http://ecolog2017.livejournal.com/45332.html