Матушка Ока в своём верхнем течении движется с юга на север по лесостепным просторам. Наконец, достигнув старого града Серпухова, река круто заворачивает на восток, спадая в лесистую и глухую Мещёрскую низменность, стремясь дальше к Волге.
В железном веке регион Верхней Оки населяли балтские и, возможно, ираноязычные племена. Славянские поселенцы-вятичи объявились здесь в VIII-IX веках нашей эры. Вятичи долго не покорялись державному центру, но затем их территория всё же вошла в состав Киевской Руси. С её распадом верхнеокские земли оказались в черте Черниговского княжества, а в XII-XIV веках и вовсе стали фактически независимыми. Здесь образовался конгломерат феодальных уделов, называемых Верховские княжества. Поразительно, что на таком сравнительно небольшом пятачке земли княжеств образовалось едва ли не больше, чем на территории всей остальной Руси. Каждый мало-мальски крупный городок Верхней Оки (а их уже к XIII веку здесь было немало) стал княжеским центром: Мценск, Новосиль, Таруса и многие другие. Региону не слишком повезло с расположением: сравнительная «южность» сделала его доступным для татаро-монгольских орд, а вскоре в ближайшем соседстве расположились крупные и хищные государства: Великое Княжество Литовское и Московское княжество.
Сегодня эти места - часть большой центральнорусской заброшенности. Просто диву даёшься, как в прилегающих к Московской областях всё куда более обшарпанно и заброшено, чем в иных гораздо более отдалённых регионах. Но зато, отъезжая подальше от столичной вавилонии, за Калугой уже вовсю чувствуется тёплый дух сельской провинции (во всяком случае летом - он тёплый).
Первым пунктом нашего Верховского маршрута был старинный город Козельск, куда мы прибыли автобусом от Москвы на закате лета. Город впервые упомянут летописями в 1146 году - в XII-XIII веках был центром княжества. Известен он, в первую очередь, как героический противленец Батыевой Орде. Враги подошли к городу в марте 1238 года, уже возвращаясь из набега на Северо-Восточную Русь. Семь недель деревянная крепость, что на высоком холме над речкой Жиздрой, держала татарскую осаду. В последний момент, когда уже начался штурм, жители города не только отразили натиск, но и совершили отчаянную вылазку на осаждавших. В ходе неравного боя большая часть защитников была истреблена. Город был полностью сожжён, а всё его население истреблено. Ныне Козельск имеет статус города воинской славы. Кульминационный эпизод героической вылазки отражён на потрясающей диораме в местном музее. Её создали художники Н. А. Ращектаев, Б. В. Дмитриев, В. В. Балашов. Эпическая и масштабная работа хоть от небольшой части передаёт грозный дух того трагического момента.
Главным же экспонатом музея, на мой взгляд, является каменная фигура, интерпретируемая как антропоморфный языческий идол. Помимо человеческой фигуры с поднятыми к небу руками идол напоминает христианский крест. В Козельске бытует легенда, согласно которой этот каменный «крест» был установлен на братской могиле горожан, погибших во время Батыевой резни. В ходе не слишком глубоких, но и не слишком спешных поисков мне так и не удалось найти сколь бы то ни было наукообразные свидетельства о том, где идол был найден и как интерпретируется. Судя по всему, это дославянское - балтское культовое изваяние божества. К сожалению, в музее идол расположен не в лучшем контексте - в сторонке, среди каких-то невнятных драпировок. А ведь таким реликвиям место в самом центре в красивой стеклянной витрине с подробным описанием... Надеюсь, однажды так и будет. В музее есть и ещё немало любопытных экспонатов по древней истории.
Исторический центр города находится минутах в 20 ходьбы от музея. Это место древнерусской деревянной крепости, той самой, что держала монгольскую осаду - довольно высокое всхолмление берега реки Жиздры. В самом сердце средневекового города ныне разбит милый сквер. Здесь же смотровая площадка, откуда открывается замечательный вид на окрестные просторы. На другом берегу реки взор падает на сохранившуюся одинокую опору старого моста и подводящую к нему пустую насыпь бывшей железной дороги. Слева вдалеке виднеется знаменитый монастырь - Оптина пустынь. До него мы в этот раз, к сожалению, не добрались. На самой кромке холма находятся реконструированные деревянная башня и фрагмент частокола, напоминающие о крепостном прошлом этого места. В ясный солнечный день на Козельском городище вид очень воодушевляющий.
Чуть поодаль - площадь героев Козельска с памятниками воинам разных эпох: от Ига до Войны. Здесь же - этюды из истории города, а в центре - копия того самого каменного идола-«креста». Рядом с Площадью Героев находится церковь Сошествия Святого Духа, построенная в конце XVIII века. Во время реставрации она была выкрашена в весёленький салатовый цвет. Церквей в городе несколько - построены от XVIII до ХХ века.
Дальше путь наш лежал в городок Сосенский - мы стремились к Чёртовому городищу, о котором речь пойдёт дальше. Главное место в Сосенском - местный любительский музей, расположенный в ДК «Горняк». О нём нам рассказали в музее Козельска, и даже позвонили хозяйке музея, уточнить будет ли он открыт. Этот музей - инициатива работницы ДК, женщины большого энтузиазма и энергии. Здесь я с удивлением узнал, что Сосенский - город шахтёрский. Окрестности Козельска - один из наиболее богатых бурым углём уголков Подмосковного угольного бассейна. Однако добыча угля в бассейне к 80-м годам сделалась нерентабельной, и в 1981 году горное дело здесь было резко свёрнуто. В Сосенском музее выставлен костюм и снаряжение шахтёра. Кроме того, здесь можно увидеть множество этнографических вещей и предметов быта. Хозяйка музея охотно и много рассказывает об истории края. К тому же она - филолог-фольклорист. По её словам, калужская деревенская культура очень богата и разнообразна, и была таковой и в ХХ веке. В каждом районе, а то и в каждой деревне - свой фасон...
Меня очень привлекла и запомнилась подборка фотографий, выставленных на осмотр - на них заброшенные и руинизированные церкви Козельского края - застывший реквием по минувшему. И у каждой руины какое-то совеобразие и общий дух старины.
Посещение сосенского музея - это была из тех замечательных неожиданных встреч с «солью земли» - людьми, которые своим радением добиваются успехов в добрых делах, помогают окружающим (в том числе - остаться культурными), хранят традиции.
После музея путь наш лежал к Чёртовому городищу, уже пешком - это 5-7 километров от Сосенского...
Козельский идол
Диорама Козельская битва
Куда же без любезных семилопастных височных колец вятичей?
Козельское городище
Церковь Сошествия Святого Духа, конец XVIII века
Скульптура на Площади Героев
Площадь героев Козельска
Костюм шахтёра, музей города Сосенский
Снаряжение
Фотография одной из заброшенных церквей, музей города Сосенский