Боровск, что в Калужской области недалеко от границы с Московской, уж точно сложно назвать terra incognita - он известен как старинное и красивое место, привлекательное для туристов и богоискателей. Город знаменит своим Пафнутьевым монастырём, старообрядческой общиной с драматической историей, красивыми пейзажами и многим другим. Но отнюдь немногим, я уверен, довелось осуществить путешествие в Боровск таким способом, как сделал это я и мои спутники.
Переходили границу между Калужской и Московской областями мы в самом размедвежьем углу последней - под Вереёй, у деревни Мальцево. "Граница" между областями это, конечно, смешно, а всё же меня с детства завораживало её пересечение. Первый населённый пункт калужских земель - деревня Семичево - встретил нас автобусной остановкой, заросшей густым бурьяном. Автобус на Боровск заезжает сюда не каждый день, и мы от греха подальше решили пройти пять километров до Борисово (как выяснилось позже - не сделай мы этого, не видать нам Боровска). Борисово являет собою то, что я бы охарактеризовал как типичный калужский колхоз. Сельское хозяйство в регионе благо подаёт признаки жизни, а потому фермерская инфраструктура и всяческие тракторные станции нередко по-прежнему функционируют. В таких населённых пунктах зачастую много кирпичных домов и вообще витает лёгкий флёр посёлка городского типа. И всё же, то тут то там выглядывают раздолбанные строения - монументы советской сельской индустриализации. Население таких мест также по духу своему слегка прииндустриаленное, а потому его внимания к своей персоне временами хочется миновать.
Здесь июньский палящий зной сменился буйствующей грозой и ливнем, от которых нас скрыл остановочный навес. Автобус до райцентра битый час скачет по разбитой дороге, вбирая в себя окрестных поселян - публику, в целом, весёлую. И вот наконец старинный град предстал нашим взорам весь в дождливой дымке и водяных потоках. Уверен, что лишь попав туда этим путём, а вовсе не попсовой маршруткой от ж/д станции Балабаново, понимаешь, так сказать, «локальный контекст» этого места... Кстати местный автовокзал, находящийся, политкорректно выражаясь, в состоянии ремонта - тоже весьма колоритное место, годящееся за местную достопримечательность.
Следующим укрытием от дождя стал местный краеведческий музей. Экспозиция, посвящённая истории города до ХХ века, прямо скажем, скудновата. Мнилось увидать большее. Зато весьма богат фонд наследием Войны. Много оружия и других ярких экспонатов. Я впервые увидел немецкие пряжки с надписью Gott mit uns (С нами бог), о которых многожды слышал доселе. Вполне рельефно отражён и крайний трагизм тех событий.
Очень хороша выставка продукции Балабановского спичечного завода. Это без преувеличения художественные коробки! Каких только диковин не печатали на этих маленьких картоночках.
Ну и как всегда хочется засвидетельствовать почтение работницам учреждения! Такими энтузиастами и держится ещё наша память о минувшем.
Итак, Боровск. Название имеет флористическую природу; бор - сосновый лес. Город заложили на высоком холме в излучине реки Протвы, чьё балтское название напоминает нам о предшественниках славян на этой земле. Летопись под 1058 годом повествует о победе князя Изяслава Ярославича над племенем голядь, по всей вероятности балтоязычным. Позже, в начале XII века, местным балтам пришлось столкнуться с ещё одним вожаком дружинной братвы - черниговским Святославом Ольговичем... Сам Боровск впервые упоминается под 1358 годом. Археологи выделяют в культурном слое города следы по крайней мере - XIII века. Крепостные валы не сохранились. Впрочем, холм, где располагался детинец, настолько обрывист, что в валах, возможно и не было необходимости. И уже в XIII веке вокруг холма располагались посады. Конечно, люди жили здесь и задолго до. Близ села Высокого, ныне слившегося с городом, известно городище IV - VII веков н. э., мощинской культуры, которую ряд исследователей, в т. ч. В. В. Седов, связывает с голядью или их прямыми предками. (Археологическая карта России, Калужская область, с. 38-39).
Боровское городище очень симпатично само по себе, с некоторых точек открываются нешуточные виды на местность. Здесь находится старообрядческая часовня на месте, где по легендам, похоронены сёстры - боярыня Морозова и княгиня Урусова, столпы староверческого сопротивления в XVII веке. Пояснительная табличка у часовни гласит, что убийство старообрядцев в Боровске носило массовый характер. А под холмом мост через Протву, неторопливую и холодную, отражающую ненастное небо.
Затем отправились в Высокое - там деревянная церковь Покрова Богородицы, 1621 года строительства. Такая почтенная старина заслуживает интереса. Да и все эти старые шатровые церкви, сбитые из потемневших брёвен, как-то вросли что ли в русский пейзаж... Спуск от церкви к реке выводит к святому источнику, вокруг которого сбито нечто вроде часовни, тоже в шатровой стилистике. Здесь, помимо источника, устроена купель. Вода родника, бьющая бурным и сильным потоком, была очень хороша не взирая на холод, она полнила силой.
Если шествовать в сторону Высокого по улице Ленина, то домом 15 окажется городская усадьба Шохиных (XIX в.), не уверен, что это "самый красивый дом Боровска", как о том глаголют туроператоры, но зрелище небезынтересное (он на самой первой фотографии).
Но тут стало ясно, что график движения общественного транспорта неумолимо повелевает нам ретироваться, ежели мы желаем провести ночь в домашнем уюте. Неувиденными остались Пафнутьев монастырь (крепость XVI - XVII вв.) и большой валун с предполагаемыми «петроглифами», но учёными похоже до сих пор не обследованный:
http://bogumil13.livejournal.com/1326.html Посему продолжение следует.