Прежде чем скрыться на три недели в таёжные дебри, где отсутствует не только интернет, но и мобильная связь, хочется мне поведать о своём переезде из Петрозаводска в Архангельск. Собственно переезд ещё не завершился и строки сии предстанут перед вами лишь в случае, если всё хорошо закончится. Сейчас же служит мне приютом зал ожидания станции Обозерская, и до электрички на Архангельск ещё 5 часов.
Сперва о причинах, побудивших меня проделать столь странный географический фортель. В Петрозаводске отмечали свадьбу мои хорошие друзья, а теперь мне надобно поспеть в Архангельск в экспедицию моей кафедры. Прямой поезд между этими городами не ходит, приходится ехать окольными путями. Для этого была избрана дорога через Беломорск и далее по довольно захолустной, преимущественно товарной, ветке соединяющей Октябрьскую и Северную железные дороги (Беломорск и станцию Обозерская), идущую вдоль берега Белого моря. В старину примерно тем же путём проходил тракт из Архангельска в Кемь. К самому морю дорога, к сожалению, не выходит. Пригородные поезда здесь ходят раз в день, а на некоторых участках ещё и не ежедневно. Чтобы добраться от Беломорска до Архангельска нужно преодолеть четыре пригородных отрезка: Беломорск - Маленьга - Малошуйка - Обозерская - Архангельск.
Я много раз думал, почему меня всегда подмывает разъезжать по таким местам именно на электричках. Дело в том, что переезды на пригородных поездах позволяют лучше почувствовать и разглядеть местность, по которой путешествуешь, её обитателей, ландшафт и географические названия. Кроме того, продвижение дальше и дальше, сменяя поезда и затрапезные вокзальчики, вводит в очень особое состояние, даёт вкус скитальчества. Поэтому медлительность такого способа передвижения вполне себе "окупается".
Ветка Беломорск - Обозерская пролегает по весьма любопытным местам. За окном, как правило, восхитительные таёжные и скалистые пейзажи, порожистые реки, огромные Выг и Онега (переезд через которую я, к скорби, проспал). На первом отрезке пути у ст. Нюхча железная дорога проходит мимо Большой Святой горы, чьи лесистые склоны видно в окно на отдалении. Само название Нюхча многие исследователи относят к саамским. Весьма вероятно, что гора исстари была языческим сакральным объектом. В названиях станиций на всём пути следования благозвучная финно-угорская древность соседствует с приметами старорусского освоения Северного Края: Колежма, Маленьга и т. п. с одной стороны, Сумский Посад (известен с XV века) и Малошуйка (c XVII) с другой. Отметим, что странствие наше - ночное. От Беломорска электричка отходит в 18:55, а сейчас на часах 9:58 утра. В это врмя года на Севере белые ночи, а значит над чёрными еловыми верхушками ночью беспрестанно безумствуют лазурные и пламенные небесные краски. Долгий закат сменяется утренней зарёй, а солнечные лучи поигрывают на ярко алых облачках и тяжёлых тёмно-матовых тучах.
Вдалеке за окном Большая Святая гора
Любопытны в таких местах и попутчики. Там, где поезд ходит не ежедневно, а расстояния между станциями по 20 км. Складывается ощущение, что все друг друга знают и только ты, чужой, привлекаешь недоумённые взгляды. Да и потом ведь на лице написано, что городской. Как ты очутился на территории нашего мира? Есть среди пассажиров и социальная прослойка, вызывающая больше опаски. Это странноватая бродяжно-маргинальная публика, от которой не знаешь, чего ждать, и нож под ребро (или, как минимум, обчищенные карманы) представляется не таким уж маловероятным сценарием. Вот и сейчас один мужичок сменил вместе со мной все три поезда, а дальше, как рассказывает, поедет поедет в Киров к брату, а потом в родную Тюмень. Черты лица у моего знакомца слегка хантыйские + обильные и живописные серебряные коронки на зубах. Он рассказывал, как сменил множество профессий, но в последнее время кормится от земли: рыбаком, пастухом и пахарем... Дядька чуть не от мира сего, но в хорошем смысле этого слова. На этот раз обошлось без каких-либо конфликтов и посягательств ;-)
Кстати, электричка идёт только до Маленьги. На последующих двух отрезках вас везёт тепловоз с прицепленным одним плацкартным или сидячим вагоном - то, что в народе зовётся «кукушка».
В Малошуйке перерыв между поездами три часа. Оно и хорошо. В старину здесь был погост Малая Шуйка, впервые упомянутый в письменных источниках XVII века. Это были земли Кожеозерского монастыря. С тех времён сохранились деревянные две церкви и колокольня. Они расположены в деревне Абрамовская, в 5 км. от станции. Чтобы успеть туда и обратно пришлось нестись сломя голову, но зрелище действительно интересное - старинные постройки расположились на заметном холме над рекой Малошуйкой, господствуя над окрестной деревней. Вид они имеют весьма величавый, хотя и напоминают нам о таком печальном явлении как поборы и власть землевладельцев, в числе которых видное место занимали православные монастыри. И всё же прикосновение к старине, даже в таком контексте, - вдохновляет. Созерцая материальные свидетельства прошлого, несложно при некоторой помощи воображения представить себе тогдашнюю жизнь...
Церковь 17 века
Предпоследний отрезок пути прошёл в дремоте, а попутчиками моими были сердитые рабочие железных дорог и окрестных промышленных предприятий... И вот я здесь.
P/S: Как выяснилось, до Архангельска также идёт «кукушка», а не электричка...
Генеральный спонсор РЖД:-))))
Станции:
Малошуйка
Обозерская