Отсюда:
http://www.echo.msk.ru/programs/code/703027-echo/ " После прошлой программы, схватив своих родителей подмышку, махнула я в город Питер, поняв, что спасение утопающих дело рук самих утопающих, тем более что у нас на даче умерли две кошки. Поскольку кошки были разные - возраст разный, конституция у них была разная, - то мои естественные предположения, что единственное, отчего они могли умереть, так это от смога.
В общем, с родителями не случилось то же, что с кошками, поехали мы в город Питер. Уже не было никаких поездов на Питер, всё было занято, ехали мы на машине. По дороге - если это, конечно, можно назвать дорогой, автобаном это точно назвать нельзя - стоял смог, до самого конца Твери стоял такой густой смог, которым дышать было нельзя. Это был единственный день, когда в Питере тоже был смог, но, правда, это был не смог, а такая мелочь, которая в Москве была уже месяц. Мы приехали и поняли, что мы привезли это с собой. Но, по счастью, рассеялось на следующий день.
Когда я на всё это смотрела, у меня родился естественный вопрос - сколько людей умерло в эти дни в Москве именно от смога. Они умерли не от жары, подчеркиваю. Жара не полезна человеческому организму, но, в принципе, летом умирает меньше людей, чем зимой. Сколько людей умерло от смога? Это первый вопрос. Сколько беременных женщин пострадало от смога? Ведь это отрава. Что будет с теми детьми, которые сейчас рождаются? И третий вопрос - что делать? Как спасаться от смога, кроме того, что бежать.
Ни на один из этих трех вопросов власть не дала нам ответа. Вместо этого она усиленно советует нам то молиться, то объяснять, что всё дело в рекордной жаре. Хотя еще раз повторяю, не бывает в современном мире катастроф природных. Этого не бывает, даже когда речь идет о землетрясениях. Потому что землетрясение на Гаити уносит жизни 250 тысяч человек, а землетрясение точно такой же силы в каком-нибудь Лос-Анджелесе унесет жизни десятка человек.
Тем более это касается пожаров. Пожары при высокой температуре предсказать несложно, чему пример уже цитировавшийся мной в прошлой передаче глава Шатурского района Андрей Келлер, который, поскольку у него Шатура каждый год горит, с 22 июня ввел чрезвычайное положение. И в тот момент, когда наши власти занимались чем-то другим, все сидели в отпусках, премьер Путин встречался с байкерами…
Кстати - простите, что отвлекаюсь, - в Питере я повстречала одного замечательного лидера байкеров, которому я говорю: «Ну как вам Путин, который приехал туда на трехколесном мотоцикле?» А этот байкер мне отвечает: «Лукашенко круче, он действительно умеет ездить на мотоцикле, он ездит на двухколесном». Тут я обиделась за нашего лидера и говорю: «А Барак Обама?» «А я негров не люблю», - отвечает мне байкер. К вопросу о трехколесных мотоциклах.
Пока Путин пел с горе-шпионами «С чего начинается родина…» и ездил на трехколесном мотоцикле, Москва уже горела, и никто на это особо не обращал внимания, кроме главы Шатурского района Андрея Келлера, у которого, как я уже сказала, 22 июня было чрезвычайное положение, было тысяча с лишним пожаров, по 15 очагов возгорания в день. Но ни один из этих очагов не превысил 20-26 гектаров, и ни одного трупа, и даже ни одного сгоревшего дома.
Не горела Финляндия, не горела Украина, не горела диктаторская та же самая Белоруссия. Не только потому что у них были несколько более низкие температуры и не только потому что у них болота не осушенные, но и потому что у них за лесами ухаживают. Точнее, в международной практике принято следующее. Если леса горят вдали от человека, то пусть горят, это естественный способ обновления лесов. А если уж леса горят рядом с человеком, то за ними ухаживают лесхозы или нечто соответствующее и очищают их от всего того, что превращает их, по сути, в гигантские бесхозные свалки, которые загорятся.
Почему Москва сгорела в 1812 году? Потому что дерево было, а хозяев не было. Почему Россия сгорела в 2010-м? Потому что чему гореть есть, а кому тушить - нет. Потому что власти нет. Есть вертикаль власти, есть компания Gunvor, есть множество других вещей, но это немножко другое.
...
Вот и с российскими пожарами - все надеялись, что они потухнут сами. А оно оказалось, как в 1972 году. Оно стояло и стояло… Есть такие вещи, которые любая система должна уметь делать. Первое - она должна предвидеть кризисную ситуацию. Второе - она должна уметь быстро на нее реагировать. Третье - она должна делегировать возможность решения этой кризисной ситуации другим подсистемам, если она этого не умеет.
И по всем этим параметрам мы видим, что нынешний режим не очень справляется. Потому что нет ничего сложного, чтобы предвидеть пожары жарким летом. Это предвидел глава Шатурского района, никто больше. Нет ничего сложного в том, чтобы начать тушить эти пожары вовремя. Но, видимо, считалось, что эти пожары сами потухнут...
И самое страшное, что российские власти оказались не в состоянии даже делегировать свои полномочия, допустим, тем жителям сел, которые пытались оградиться от пожаров, самостоятельно вырубая всё вокруг. Потому что наша российская власть устроена так, что если кто-то что-то делает самостоятельно, да еще для этого организуется - не важно, он Химкинский лес защищает или требует отставки президента Карачаево-Черкесии, у которого зять убил девятерых человек, - то тогда наша власть считает, что слушать этих людей неправильно, это значит проявлять слабость.
Конечно, накапливается такая критическая масса неправильных управленческих решений. У нас в стране происходит что-то вроде процесса обогащения урана. Вы его обогащаете до урана-235, который может взорваться при наличии критической массы. И у нас, с одной стороны, есть поглотитель нейронов в виде цен на нефть, а с другой стороны, у нас есть бесконечный механизм, такая центрифуга. Как центрифуга отбрасывает в одну сторону радиоактивные атомы, точно так же наша государственная центрифуга, она всё производит и производит те ситуации, после которых человек рано или поздно скажет: «Но это неправильно устроено».
...
Еще одна совершенно потрясающая особенность нашей власти проявилась. Это когда те чиновники, которые в один день говорили одно, стали говорить другое. Когда губернатор Шанцев, который говорил, что ему не нужна помощь, на следующий день сказал, что он этого не говорил. Когда пресс-секретарь московского правительства г-н Цой сначала говорил, что в Москве ничего не происходит, а на следующий день сказал, что ничего подобного он не говорил. Это мне напомнило Доку Умарова, который сначала отрекся от верховной власти, а потом сказал, что он этого не говорил.
Это ведь абсолютная паранойя. Это система, которая заботится не о ликвидации причин того, что случилось, и даже не о реакции на то, что случилось. Это система, которая заботится о ликвидации плохих последствий для себя того, что случилось. ... "
Это (история с кошками) ещё одно подтверждение важности вопроса о состоянии качества воздуха, которым все жители припожарных территорий дышат, - этот вопрос, как видите, остаётся открытым. До сих пор никаких официальных извещений о пропорции кислорода и угарного газа в воздухе санитарные врачи не выпустили. МЧС (или прежний ГРОБ, кто у них там правопреемник) никакими средствами защиты органов дыхания население и огнеборцев, судя по всему, так и не снабжают. Волонтёрские программы, судя по письму г-жи Баскаковой г-ну Шойгу (
http://annabaskakova.livejournal.com/284963.html#cutid1) также это оборудование не поставляют и не заказывают (по крайней мере, в перечислении в письме ничего похожего на средства защиты органов дыхания я не увидел). Писать Онищенко? вроде некуда, да и делами он занят - вот СНИП одобрил, чтобы, значит, вход в сортир с кухни не делали и летом клумбы во дворе поливали (
http://news.mail.ru/politics/4282349/ ) - что ж ему с такими пустяками докучать, как здоровье населения - не поймёт, поди...