Листая... - Сорос (часть 2)

Apr 27, 2009 19:33

Продолжение и окончание  - часть 2

(цитирование по книге   УДК 338.124.4(1-662) ББК 65.9-97 С 65 Перевод с английского - С. К. Умрихиной, М. 3. Штернгарца. С 65   Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опас­ности. Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1999. - XXVI, 262 с. ISBN 1-891620-27-4 (англ.)  ISBN 5-16-000002-х (русск.) )

ДВА ВИДА ЦЕННОСТЕЙ

Что мы можем сказать о разделительной линии между близ­кими к равновесию и далекими от равновесия условиями и о роли общественных ценностей? Для целей настоящего изло­жения мы можем выделить два вида ценностей: фундаментальные принципы, которых люди придерживаются незави­симо от последствий, и практическая целесообразность, ког­да люди полностью руководствуются ожидаемыми последстви­ями своих действий. Люди, верящие в фундаментальные цен­ности, часто полагают, что они происходят от другого источ­ника, а не от их собственного мышления, тогда действенность ценностей не зависит от одобрения или неодобрения конк­ретного человека. Обычно фундаментальные ценности ассо­циируются с религиозными верованиями, хотя эпоха Просве­щения превратила разум и науку в два самостоятельных и вы­соко авторитетных источника. Практическая целесообразность не имеет поддержки со стороны внешнего авторитета; наобо­рот, она часто вступает в конфликт с господствующими в об­ществе правилами, поэтому в голове конкретного человека она может ассоциироваться с чувством неполноценности и даже вины. Те, кто действует из соображений практической целесообразности, постоянно ищут общественную поддерж­ку. Если их действия не находят одобрения у тех, кто имеет для них важное значение, они вряд ли будут считаться прак­тически целесообразными. (Крайний случай - никто не зна­чим.) Когда ничем неограниченное стремление к удовлетво­рению личного интереса и своекорыстия находит широкое одобрение, тогда корысть становится практически целесооб­разной и оправданной.

Дихотомия фундаментальных принципов и практической целесообразности совершенно явно является искусственной, но именно это и делает ее полезной. Обе категории, очевид­но, являются крайностями: между ними что-то должно быть. И на самом деле между этими двумя крайними точками - фундаментализмом и практической целесообразностью - ле­жат близкие к равновесию условия открытого общества, ко­торые я пытаюсь определить и обрисовать. Нам нужны две разграничительные линии: одна отделяет состояние, близкое к равновесию, от состояния статического неравновесия; дру­гая отделяет статическое неравновесие от динамического не­равновесия. Первая линия имеет отношение к фундаменталь­ным принципам, вторая - к практической целесообразности.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Открытое общество требует определенного общего согла­сия в том, что такое хорошо и что такое плохо, и люди дол­жны быть готовы делать правильные вещи, даже если это имеет неприятные личные последствия: защищать родину или встать на защиту свободы. И об этом надо говорить. В переходном обществе, в котором господствует практическая целесообраз­ность, люди стремятся избежать неприятных последствий. Но безусловное обязательство соблюдать фундаментальные принципы также может представлять опасность для открыто­го общества, если люди игнорируют тот факт, что их действия имеют незапланированные последствия. Воистину - дорога в ад вымощена благими намерениями. Мы должны быть гото­выми корректировать наши принципы в свете нового опыта. Это требует критического отношения. Мы должны призна­вать, что никто не обладает высшей истиной.

Неспособность признать незапланированные последствия порождает теории конспиративности: когда происходит что-то неприятное, кто-то должен нести за это ответственность. Упорство в абсолютных ценностях порождает то, что я назы­ваю синдромом «или/или»: если оказывается, что определен­ный принцип имеет негативные последствия, конечное ре­шение должно состоять в противоположном ему решении. Эта линия аргументации достаточно абсурдна, но она удивитель­но широко распространена. Это - отличительная черта фундаменталистского мышления (отличного от фундаментальных принципов). Такое мышление может легко привести к край­ним позициям, принципиально удаленным от реальности. Та­кое мышление характерно и для религиозного, и для мораль­ного фундаментализма.

Прежде чем мы оставим надежду определить ту среднюю территорию, где открытое общество может сосуществовать с сильными фундаментальными ценностями, мы должны по­мнить, что совсем необязательно, чтобы все участники при­нимали критическое отношение, для того чтобы господство­вал критический образ мышления. Критическое мышление - само по себе настолько сильное и активное, что не предпола­гает принятия фундаменталистского мышления, пока оно остается на периферии сознания. Ведь критический образ мышления может смягчить фундаменталистские верования на­столько серьезно, что они начнут принимать во внимание су­ществование альтернатив: фундаментальные религии проде­монстрировали тенденцию к большей толерантности по от­ношению к другим верованиям, когда их сторонники вынуж­дены соревноваться за преданность последователей. Но так было далеко не всегда. Некоторые религиозные и политиче­ские движения приобретают сторонников, проявляя крайние формы нетерпения. Если они достигнут на этом пути значи­тельного прогресса, как нацисты и коммунисты в Веймарской республике, открытому обществу будет угрожать реальная опасность; но только когда одно из них завоюет монопольное положение путем подавления альтернатив, мы можем гово­рить о догматическом образе мышления или о закрытом обществе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Вторая разделительная линия - между стабильным откры­тым обществом и обществом в состоянии динамического не­равновесия - вызывает больше проблем, хотя она и более точ­но описывает ситуацию, в которой мы сейчас находимся. Если люди отказываются от веры в фундаментальные принципы и стремятся руководствоваться только результатами своих дей­ствий, общество становится нестабильным. Почему это проис­ходит, не так уж и важно, - но важно, чтобы это стало понят­но. Наша способность предвидеть последствия своих действий не является совершенной; поэтому, если бы мы всегда полага­лись на последствия для формирования намерений, то наши ценности должны были бы постоянно меняться. Это само по себе не так уж плохо; но ситуация становится крайне неста­бильной из-за того, что результаты наших поступков не явля­ются надежным показателем действенности нашего мышления.

Рефлексивная связь между мышлением и реальностью определенным образом легализует результаты, достигшие точ­ки, до которой их можно поддерживать. Например, требова­ние более низких налогов может дать людям почувствовать себя богаче, и тем самым они могут начать требовать даль­нейших налоговых сокращений, но этот процесс может про­должаться далее только до того момента, пока важные обще­ственные службы и, возможно, даже само общество не ока­жутся в опасности. Рефлексивная связь может также работать и в обратном направлении: когда цель достигнута, она уже не кажется такой привлекательной, как ранее, когда она была всего лишь далекой целью; успех перестает казаться таким уж сладким после первоначального взрыва энтузиазма, форми­руя кратковременные модные увлечения. Например, успех од­ного поколения в достижении материального благополучия дает детям возможность отказаться от рабочей этики. На фи­нансовых рынках полно примеров, когда следование за тен­денцией становится источником нестабильности. То же рас­суждение справедливо и в отношении общества в целом. Когда фундаментальными принципами широко пренебрегают во имя практической целесообразности, люди теряют ориентиры, и од­новременно усиливается стремление к твердым правилам и же­сткой дисциплине. Нельзя поддерживать стабильность, если люди не придерживаются некоторых фундаментальных прин­ципов, независимо от последствий. Когда успех становится единственным критерием, по которому судят о действиях, нет ничего, что остановило бы рефлексивное взаимодействие от движения на далекую от равновесия территорию.

...
Теперь мы должны аккуратно дифференцировать ценности, определяющие экономическое поведение, и ценности, господ­ствующие в обществе. Мне удалось показать, что чередование роста и спада деловой активности на финансовых рынках вы­звано верой в так называемые основные показатели, которая оказывается явно ложной. Но это не влияет на фундаменталь­ные ценности в целом. Приравнивать основные показатели на финансовых рынках и фундаментальные ценности - все рав­но, что строить доводы на игре слов. Надо найти более разу­мную основу: можно показать, что в переходном обществе фундаментальные ценности всегда опираются на шаткий фунда­мент. Это звучит менее категорично, чем заявление о том, что фундаментальные ценности явно ложны, это утверждение на­столько категоричное, что может вызвать сомнения в стабиль­ности открытого общества.

Почему, в конце концов, люди должны руководствоваться чув­ством, что нечто хорошо или плохо, независимо от последствий? Почему они не должны добиваться успеха любыми наиболее эф­фективными средствами? Это - законные вопросы, на которые нет простых ответов. Настоящие ответы могут шокировать лю­дей, которых воспитывали правопослушными и высокоморальными гражданами, однако на деле это означает только то, что люди не осознают, что чувство морали - это приобретенное чув­ство. Оно прививается людям обществом - родителями, шко­лой, правовыми институтами, традициями, и оно необходимо для поддержания целостности общества. В кардинально меняю­щемся, переходном обществе первостепенным фактором стано­вятся личностные свойства. С точки зрения личности, для до­стижения успеха необходимо следовать морали; на практике это свойство может быть помехой. Чем больше люди в качестве кри­терия, по которому они судят о других людях, выбирают успех, тем меньше им надо следовать морали. Чтобы выполнять требо­вания морального кодекса, вы должны ставить общие интересы выше личных корыстных интересов. В обществе, где господству­ют стабильные отношения, это составляет гораздо меньшую про­блему, потому что достичь успеха сложно, если вы нарушаете основные социальные нормы. Но когда вы можете двигаться сво­бодно, социальные нормы становятся менее обязательными, а уж когда общественной нормой является практическая целесо­образность, общество становится нестабильным.

НЕНАДЁЖНОЕ СРЕДНЕЕ СОСТОЯНИЕ

Можно увидеть, что близким к равновесию условиям от­крытого общества угрожают с обеих сторон; открытое обще­ство ненадежно пристроилось между статическим неравновесием закрытого общества и динамическим неравновесием иде­ального переходного общества. Такое положение существен­но отличается от моих первоначальных концептуальных по­строений, когда я признавал только дихотомию открытое - закрытое общество. Эта дихотомия больше соответствовала условиям холодной войны; идея открытого общества, зани­мающего среднее положение между фундаменталистскими идеологиями, с одной стороны, и отсутствием общих фунда­ментальных ценностей, с другой стороны, - скорее всего больше подходит к ситуации наших дней.

Можно, конечно, поставить под сомнение ценность уни­версально действенных концептуальных построений, которые могут быть легко приспособлены к меняющимся условиям, но концептуальные построения не являются ни совершенны­ми, ни действующими бесконечно долго. Они могут, как я указал ранее, не представлять собой ничего, кроме «плодот­ворной ошибки». Это, однако, не освобождает нас от обязан­ности исправлять ошибки, что я и делаю здесь и сейчас. Идея несовершенства ценностей уже присутствовала в моей перво­начальной модели открытого общества, но в то время я рас­сматривал появление закрытого общества в качестве един­ственной альтернативы открытому. Современная история учит нас, что существует по крайней мере еще один вариант: не­стабильность и хаос ведут к краху общества в целом. Это осо­бенно верно по отношению к обществам, находящимся за пре­делами относительно стабильных сообществ Европы и Север­ной Америки.



Открытое общество всегда в опасности, но в этот момент истории угроза исходит в большей мере от нестабильности, а не от тоталитарных режимов - от недостатка проповедуемых общественных ценностей, а не от репрессивной идеологии. Коммунизм и даже социализм утратили доверие, в то время как вера в капитализм по модели свободного предпринима­тельства laissez faire продемонстрировала нехватку общест­венных ценностей в статусе моральных принципов. Как мож­но защитить открытое общество? Его могут защитить только те люди, кто умеет (или не забыли) выбирать между тем, что такое хорошо и что является практически целесообразным, и кто делает то, что хорошо, даже если это не является практи­чески целесообразным. Это - высший порядок. Его нельзя оправдать узкими корыстными расчетами. Корысть диктует такие мысли, высказывания и действия, которые являются практически целесообразными. Ведь на самом деле все боль­ше и больше людей отдают предпочтение практической целе­сообразности. Они могут продолжать заявлять во всеуслыша­ние о своей приверженности моральным принципам, но толь­ко потому, что это является практически целесообразным. Их позиция была в значительной степени упрощена господ­ствующим предвзятым мнением о признании своекорыстия в качестве морального принципа. Предвзятое мнение проявля­ется, как будет показано во второй части книги, в рыночном фундаментализме, в геополитическом реализме, в упрощенном толковании теории Дарвина и в ряде новых дисциплин, таких, как право и экономическая наука. Это позволило ры­ночному механизму проникнуть в такие аспекты жизни об­щества, которые еще до недавнего времени находились вне сферы его влияния.

Предвзятое мнение и тенденция усиливают друг друга. Уже нет необходимости говорить во всеуслышание о моральных принципах, отличных от своекорыстия. Успехом восхищают­ся больше всего. Политики получают признание за то, что были избраны, а не за принципы, которые они исповедуют. О деловых людях судят по их благосостоянию, а не по их че­стности и неподкупности или вкладу их предприятия в соци­альное и экономическое благополучие. «Хорошо» было заме­нено на «эффективно», и эта замена упростила достижение успеха без учета того, что такое хорошо. Не надо и говорить, что именно в этом я вижу мрачную угрозу стабильности на­шего общества [5].

[1] Daniel Kahneman and Amos Tversky. «Prospect theory: An analysis of decision under risk.. Econometrica. Vol. 47 (1979). pp. 263-291.

[2] Это - важный момент. Я руководствовался абсолютными показателями и был вознагражден, в отличие от руководителей других фондов, которые опираются на относительные показатели. Такой ориентир как раз и является источником нестабильности на финансовых рынках, что, однако, отказывается признать эко­номическая теория.

[3] Stephen Holmes. «What Russia Teaches Us Now: How Weak States Threaten Freedom». («Чему Россия учит нас сейчас: как слабые государства угрожают сво­боде»). “Thе American Prospect" (July - August 1997), pp. 30-39.

[4] Anatol Rappaport and Albert M. Chammah, with the collaboration of Carol J. Orwant. Prisoner's Dilemma. 1965.

[5] В этом контексте преследование Президента Билла Клинтона и возможное решение о привлечении его к ответственности являются жесткими реакциями противоположного лагеря. Я полагаю, что и Клинтон, и независимый прокурор Кеннет Старр неправы, но поведение Старра представляет собой более серьез­ную угрозу Конституции, чем поведение Клинтона.

Конец цитирования.

Таким образом, вдруг обнаружилась нехватка людей, которые могли бы поставить общественное выше личного, во имя общественных интересов. Что-то мне подсказывает, что где-то когда-то таких людей пытались во множестве воспитывать...  И вот почти свежий пример торжества  практической целесообразности над  "обычаями хозяйственной практики" и законом - Гендир одного из крупнейших банков не информировал акционеров об убытках по сделке, совершаемой под давлением регулятора "для спасения финансовой системы". Наверное, человек не бедный, жизни его ничто не угрожало (надеюсь), однако на принцип в беседе с чиновниками не пошёл...  И откуда нам брать эти самые общественные идеалы?..   :-)

© The Wall Street Journal (США), Перевод: Татьяна Бочкарева ("Ведомости"), 24.04.2009 :

Лиз Раппапорт
В распоряжении WSJ оказалась стенограмма показаний Льюиса прокуратуре штата Нью-Йорк. В прокуратуру Льюис был вызван в феврале из-за истории с бонусами Merrill Lynch, который в 2008 г. заплатил сотрудникам $3,6 млрд. Bank of America (BOfA) согласился купить Merrill Lynch 15 сентября - в день, когда Lehman Brothers подал заявление на банкротство. Акционеры BOfA одобрили сделку 5 декабря, а 13 декабря финдиректор BOfA сообщил Льюису, что в IV квартале убыток Merrill Lynch составит «порядка $12 млрд». По словам Льюиса, с этого момента он был готов отказаться от сделки. Но под нажимом властей слияние состоялось, и 1 января сделка была закрыта.
Вскоре после этого начался скандал. 16 января BOfA сообщил, что убыток Merrill Lynch в IV квартале составил $15,84 млрд, а в 2008 г. - $27,6 млрд. Для завершения сделки минфину США пришлось выделить BOfA $20 млрд. Тогда же стало известно про бонусы сотрудникам Merrill Lynch, которые были начислены за несколько дней до сделки с BOfA и на месяц ранее обычного срока. Прокуратура штата Нью-Йорк начала расследование.
Закон обязывал Льюиса сообщить акционерам об убытках Merrill Lynch, но, как он сказал под присягой, Полсон заявил ему: «Нам не нужно публичное раскрытие». На вопрос прокуроров, как бы Льюис поступил, если бы решение принимал он сам, он дважды ответил, что решал не он. Бернанке и Полсон настаивали на сделке, поскольку иначе возник бы «большой риск для финансовой системы».
По словам Льюиса, Полсон дал понять, что он рискует лишиться поста гендиректора BOfA, если откажется от сделки с Merrill Lynch. «Я не помню, как он сказал: «мы уволим совет директоров и правление, если вы откажетесь от сделки» или «мы бы сделали это, если бы у вас появились такие планы», - заявил он прокурорам.
Скрыв информацию об убытках Merrill Lynch, Льюис нарушил один из главных догматов американской финансовой системы: в первую очередь компании должны раскрывать информацию акционерам и потенциальным инвесторам. «Регуляторы должны заставлять выполнять закон, а не нарушать, - говорит замдекана Йельской школы права Джонатан Майси, - если вы гендиректор, то ваши главные обязательства не перед регулятором, а перед компанией и акционерами».

интересы, Сорос, социум, ценности, страницы

Previous post Next post
Up