Начинаю очередной эпизод сериала «Инфографика» - «ECM». Вообще-то, у меня уже были инфографические картинки про ECM, но в прошлом году - когда я еще не додумался структурировать посты в сериалы и эпизоды.
Честно говоря, концептуально-дизайнерская идея использовать стилистику карты метрополитена в качестве иллюстрации к тому или иному технологическому обзору уже порядком достала немножко поднадоела. И лучше, чем это делают японцы из
Information Architects, никто все равно подобные «карты» не рисует. Вот пример -
в одном из моих прошлогодних постов. Но разве можно специалисту по ECM пройти мимо картинки с названием «
2011 Content Technology Vendor Map»? Такие «карты ECM-вендоров» ежегодно публикует аналитическая компания, до недавнего времени называвшаяся CMS Watch, а теперь носящая имя
Real Story Group.
Поскольку мне лениво сочинять текст, я немного займусь копипастингом у самого себя :).
Путеводитель выполнен в стиле карты метрополитена, линии которого обозначают основные направления развития технологий управления содержанием, а станции - основных вендоров. Пересечение конкретных «линий» на «станции» конкретного вендора позволяет быстро определить, в каких направлениях CM-технологий специализируется каждый из участников рынка.
Прошлогодняя же карта выглядела вот так:
Заметно, что за год конфигурация «ECM-метро» в версии RSG/CMS Watch достаточно существенно поменялась, хотя революционных событий в прошедшем году на рынке ECM практически не было. Ну да, вышел MS SharePoint 2010, но его, по моему мнению, нельзя считать революционным. Революционным был MS SP 2007, а MS SP 2010 - это просто эволюция.
Вот что я
писал чуть больше года назад:
Как всякий уважающий себя аналитик, компания CMS Watch по-своему сегментирует рынок технологий управления содержанием. В версии CMS Watch рынок состоит из 8-ми сегментов:
- Enterprise Content Management (Управление корпоративным содержанием)
- Web Content Management (Управление веб-контентом)
- Enterprise Portal (Корпоративные порталы)
- Web Analytics (Веб-аналитика)
- Search & Information Access (Поиск и доступ к информации)
- XML & Component Management (Управление XML и компонентами)
- Social Software & Collaboration (Социальное ПО и Коллективная работа)
- Digital Asset Management (Управление цифровыми активами)
Это несколько отличается от того, как ECM понимают, например, аналитики Gartner Group или архитекторы EMC Documentum, но, в принципе, такое видение, безусловно, имеет право на существование.
Отчеты CMS Watch, с которыми мне периодически удается знакомиться, - наиболее полные и чрезвычайно полезные аналитические материалы из всех, что проходили через мои руки. Помимо перечисленных выше 8-ми направлений, CMS Watch выпускала отчеты по направлению «E-Mail Archiving & Management» (Архивирование и управление электронной почтой) - последний отчет выпущен в 2008 году, а с 2009 года начала выпускать отчеты, посвященные Microsoft SharePoint.
В этом же году классификация CM-рынка по версии RSG претерпела существенные изменения. Теперь она выглядит так:
- Document & Record Management (Управление документами и записями). В прошлом году это направление называлось Enterprise Content Management, что было, конечно, несколько неправильно, ибо ECM - это как раз все направления в совокупности
- Web Content Management (Управление веб-контентом). Осталось без изменений с прошлого года - но только на уровне названия, а не позиционирования отдельных вендоров
- Portals & Content Integration (Порталы и интеграция контента). Судя по всему, это творческое переосмысление прошлогоднего направления Enterprise Portal
- Search & Information Access (Поиск и доступ к информации). Осталось без изменений с прошлого года
- Collaboration & Social Software (Коллективная работа и Социальное ПО). Тоже без изменений - только внутренняя рокировка терминов
- Digital Asset Management (Управление цифровыми активами). Без изменений - это классика
- SharePoint Ecosystem (Экосистема SharePoint). Вот она - революция по мнению аналитиков RSG.
Нетрудно заметить, что из схемы исчезли целых две «линии» - «Веб-аналитика» и «Управление XML и компонентами». Зато появилась специальная «вендорская линия» - «Экосистема SharePoint». И если по поводу веб-аналитики у меня нет особых возражений (достаточно специфичное направление и, строго говоря, к управлению контентом относящееся опосредованно), то исключение из рассмотрения XML-ориентированной функциональности ECM-систем я разумными резонами объяснить не могу.
Будучи сотрудником EMC и занимаясь регулярным отслеживанием всевозможной аналитики по рынку ECM, я, конечно, не могу согласиться с позиционированием на «карте» компании, в которой я работаю. Но, поскольку мои аргументы могут быть восприняты как субъективные, я просто ничего не стану на эту тему говорить.
А по поводу появления «Экосистемы SharePoint» лучше, чем почти 15 лет назад сказали маркетологи Microsoft, пожалуй, и не скажешь:
Аналитики - это люди, которым платят за то, чтобы они занимали определенную позицию, при этом всегда стараясь выглядеть незаинтересованными наблюдателями (потому что видимость независимости максимизирует цену, за которую они могут продаться). Обращайтесь с ними так же, как вы обращались бы с ядерным оружием - как с важнейшей составляющей вашего арсенала, которую вы хотели бы держать подальше от неприятельских рук. Купите их для создания «исследования», которое подтверждает, что ваша технология имеет преимущество перед вражеской, и что она набирает обороты быстрее.
Для тех, кто не знает, это из «Эффективного евангелизма» Дж.Пламондона, технологического евангелиста Microsoft 90-х годов (у меня в блоге на Гугле висят 4 поста об эффективном евангелизме - см. в
декабре 2009).