Мой самый любимый самарский чиновник - первый заместитель Главы Самары Виктор Кудряшов, в последнее время остерегательно относившийся к текстам своих публичных выступлений, - отличился на совещании по санитарному содержаний территорий, прилегающих к хозяйствующим субъектам. «Есть ощущение, что ситуация ухудшилась», - сказал он, когда речь зашла об охране общественного порядка.
«Есть ощущение!» - произнесла правая рука народного избранника, перебирая кипы жалоб горожан, и отдала очередные особо ценные руководящие указания.
Согласитесь, что сие откровение хоть немного, но проясняет, каким образом до самарского чиновника доходит степень запущенности той или иной социальной проблемы - через «ощущения», то есть через «состояния сознания, вызываемые раздражением органов чувств». И, слава Богу: запахнет под окном - пора озаботиться вывозом мусора, ударился головой о крышу служебного авто - пришло время ремонтировать дороги.
Ощущения - великая сила и довольно эффективный способ как для управления сложными социально-экономическими системами, так и для подбора кадрового персонала: с хорошим нюхом - на сантехнические работы, тех, кто обостренно слышит, - на контроль за телефонией.
Но и в этой довольно универсальной методике есть проблемные места. Как, например, тонко ощущающий чиновник поймет, что в системе образования - появились проблемы? Как называется орган чувства, вызвав раздражение которого можно понять ущербность системы и себя любимого как неотъемлемой её части?
Может быть, оттого и не спорятся у нас образовательные реформы?
А с культурой? Как чиновник может понять, хорошо работает музей или театр какой-нибудь? Тактильные ощущения не различимы, да и пахнут они примерно одинаково - тут у цирка неоспоримое преимущество.
А потому, наверное, и реформы неизбежно сводятся к пересаживанию и, как говорит социально близкий всему чиновному люду белорусский батька, «перетрахыванию» руководящих кадров.