Транссибирская магистраль - словосочетание, от которого у многих иностранцев-путешественников текут слюни. Ну как же, пересечь почти весь континент на поезде - что может быть экзотичнее и драйвовее. Как человек, бывший в своё время постоянным клиентом РЖД, я данного возбуждения не разделяю. Тем не менее, приглашая моих немецкого и французского друзей в Россию, я отдавал себе отчёт, как оно примерно будет выглядеть. Ну и ладно, экзотика так экзотика, мне же не сложно.
Но начну с Екатеринбурга, куда мы с любимой женщиной метнулись сразу после возвращения в Россию за американской визой. 20 часов туда, 20 обратно, а в промежутке консульство, два дня прогулок по городу и балет. Мой третий приезд в Ёбург ничего кардинально не поменял в восприятии. Та же серость, унылость, пылища и неуютые широкие проспекты, что и в Новосибирске. А вот балет оказался весьма годным. В меру современное прочтение "Ромео и Джульетты", но с весьма сложной хореографией. Ну и Прокофьев прекрасен, конечно. Вячеслав Самодуров (худрук) поднимает тамошнюю культуру на заоблачный уровень. Прискорбно при этом видеть, как по сравнению с тянущимися за столицами Пермью и Екатеринбургом Новосибирский балет год за годом сдаёт позиции.
Ну а потом в Новосибирск понаехали европейцы (про столицу Сибири не хочу ничего писать, вряд ли что-то принципиально новое смогу из себя выжать). План был такой: Красноярск - Иркутск - Ольхон - Монголия. Затем ребята летели в Пекин, а я за недостатком времени, нежеланием делать китайскую визу, да и вообще как известный
фанат Пекина, ехал обратно на родину через Улан-Удэ. На Байкал и на Монголию однозначно нужно закладывать отдельные посты, поэтому здесь только Транссиб, только хардкор.
Первый пункт - Красноярск. Город, который когда-то был у меня зауральским фаворитом, постепенно сдаёт позиции. Не в том смысле, что кто-то покушается на пальму первенства (давно уже не хочется разбираться, какой из этих богом забытых губернских центров чуть менее пыльный и чуть более приятный глазу), а просто плюсы, озвученные
шесть лет назад, становятся всё менее и менее актуальны, а минусы режут глаз. Добавьте ещё адские проблемы с экологией, которые остро встали совсем недавно. Тем не менее, Музей современного искусства по-прежнему неплох, а Столбы... Столбы - это то, ради чего и стоит туда ездить.
Заповедник прекрасен тем, что способен подстраиваться под любые темп и расписание. Есть довольно насыщенные треки на полдня и на день, а можно пойти с палаткой и ходить там хоть неделю.
Это были мои вторые Столбы. До этого я был там 13 лет назад и зимой. Официально заявляю, что они великолепны вне зависимости от сезона и замечательны по-разному. Вот вам взгляд с одного из столбов, и двигаемся дальше.
Иркутск. Можно сказать, что это был мой первый визит, ибо до этого я был там единственный раз в 14 лет. Плюс мы играли в баскетбол, и, соответственно, цели были совсем другие. Но с подросткового возраста у меня почему-то осталось впечатление об Иркутске, как о большой деревне, причём с главным рынком в центре города.
Сложно сказать, что я бы сейчас назвал прям-таки центром, но вот ощущение большой деревни никуда не делось. Но здесь необходимо подчеркнуть, что это скорее позитивное впечатление. В Иркутске есть какая-то умилительная, а не отталкивающая провинциальность. Наверняка она умилительна только для человека, приезжающего в город на три дня. Почти уверен, что при прочих равных жить там дискомфортнее, чем в Новосибирске и, возможно, даже в Красноярске. Чтобы не растекаться мыслию по древу, вот вам два лица города. Первое - постсоветское: безвкусное (и даже пошлое), накрахмаленное и аляпистое.
Второе - досоветское: милое, уютное и красивое.
Эти деревянные улицы - мой любимый Иркутск. За каждым сторым домом тут тянется шлейф истории: там декабристы, здесь живописцы, там купцы, здесь офицеры. К сожалению, всё это потихоньку разваливается, да и бережно реставрировать у нас сейчас плохо умеют. Очень грустно всё это. Я не патриот совсем в текущем значении этого слова. Мне срать на олимпиаду, и наша внешня политика вызывает у меня не гордость, а омерзение. Вместо боления за сборную России по футболу я болею вот за такую красоту. Это та Россия, которую мне приятно показывать иностранным друзьям, в которую мне хочется погружаться и которую хочется видеть ещё чище и красивее. Увы, эта Россия сейчас мало кому интересна.
Снизим градус пафоса и поговорим про прекрасный Улан-Удэ. Крутой балет в Екатеринбурге, Столбы в Красноярске, деревянная архитектура в Иркутске. Что же я вам приготовил на этот раз? Ни-че-го. Улан-Удэ - город, беспросветный на 146%. Мы гуляли по нему с другом-аборигеном (слава богу, он оттуда уехал почти сразу же после), который в качестве главной (и единственной) стоящей достопримечательности предложил находящийся далеко за чертой города дацан. Маловато будет. Местный театр (которым, конечно же, некоторые местные ужасно гордятся) - апогей китча и безвкусицы, а главная пешеходная улица города напоминает барахолки двадцатилетней давности (наверное, примерно таким был московский Арбат в 90-е).
Чтобы не заканчивать пост совсем уж безнадёжным минором, вот вам нечто самое-самое. В Улан-Удэ находится самая большая голова Ленина в мире! И пофиг, что фоточка получилась говёная, ведь таким образом её качество прекрасно монтируется с качеством города, который она описывает. Нечего там делать, Владимир Ильич кагбэ намекает.