Yucatips!

Feb 11, 2020 02:03

Последний пост про Мексику, где поговорю про аренду машины. Без фоточек, просто куча текста :)

Но прежде о том, что не вошло в предыдущие рассказы, но что абсолютно необходимо осветить. В последнем посте я написал, что "если я ещё раз поеду на Юкатан, то уж точно не за пирамидками". Кроме городов, пляжей, общей атмосферы и, конечно, еды я обязательно поеду посещать сеноты. Что это такое? Дырень в земле, либо открытая, либо не очень (во втором случае просто спускаешься вниз по лестнице через отверстие, а дальше идёт расширяющаяся пещера), а на дне вода. Своды сенотов как правило обильно покрыты сталактитами, вода отражается от стен, плаваешь в своё удовольствие и медитируешь. Есть сеноты туристические, что совсем не означает плохие: как правило, за вход туда берут больше денег, но там есть туалеты, раздевалки, сидения, часто интересные световые решения и прочие блага цивилизации. А есть совсем дикие сеноты (их, конечно, надо надсадно гуглить), где символический ценник, минимум народу и первозданная красота (а может быть и нет). Из очевидных минусов вторых - техника безопасности: в таких затерянных местах никто ни за что не отвечает.

К посещению сенотов надо обязательно подходить основательно: смотреть фото, читать отзывы и прочее. Потому что бывают сеноты откровенно ни о чём, а время и кошелёк не резиновые. Классический пример некрасивого сенота - Колодец жертв в Чичен-Ице. Это просто обычное небольшое озеро. Слава Кукулькану, посещение этого карьера входит в цену всего комплекса. Можно, конечно, всласть попредставлять, как майя проводили там жертвенные обряды, но загуглите любой список самых крутых сенотов Юкатана и вы сразу поймёте, что я имею в виду и за чем вам нужно охотиться.

Мы посетили пять сенотов, и в трёх из них я поплавал, а в одном даже немного поснорклил (но снорклинг там везде вроде как бездарненький: никаких цветных рыбёшек и кораллов). Из-за постоянной темноты и нежелания таскаться с фотиком в связи с переодеваниями картинок у меня нема. Но годные фоточки очень легко нагуглить. Короче, сеноты я очень рекомендую, они все реально разные!

Всё, теперь к главной теме. Аренда машины. Как вы, возможно, знаете, при аренде машины вам нужны три вида страховки: страховка собственного тела (health insurance), страховка собственной машины (CDW: collision damage waiver) и страховка гражданской ответственности (если вы покалечили кого-то или что-то чужое, называется PLI - personal liability insurance). Так как дальше очень специфическая тема, закатаю её для приличия :)

  • С первой всё понятно: дома в России вас как минимум страхует государство (страховой полис), а при выезде за рубеж вы уже страхуетесь сами. В любом случае, автопрокатчикам до вашего здоровья нет никакого дела. А вот с последними двумя интересно. Ушлые мексиканские компании прописывают здесь каждая собственные правила.
  • Начнём с CDW. Если вы не держатель американских или европейских кредиток с включённой страховкой авто по всему миру, то вам надо платить. Обычно платят прокатчику, хотя вроде как в теории можно заранее забашлять какой-то третьей конторе, чтобы получилось сильно дешевле. Последнее я ни разу не пробовал не то что в Мексике, а даже в европах и америках, поэтому ничего не скажу. Будем считать, что без покрывающей страховку кредитки вы обязаны платить. И даже с кредиткой мексиканцы могут попытаться срубить с вас деньжат, утверждая, что так нельзя, но в любом договоре даже самой локальной и занюханной конторы должно быть написано, что добровольный отказ от CDW предусматривается. Единственный минус - у вас заблочат кучу денег на карте (два года назад было 50000 песо, что сейчас примерно равно $2700), так что кредитка нужна с большим лимитом.
  • PLI. Самая жопа в Мексике. Хотя минимальное страхование гражданской ответственности по мексиканскому закону (как и в большинстве нормальных стран, кстати) уже включено в стоимость аренды, с вас могут (и будут) требовать купить "дополнительную", "супер", "полную" страховку. Проблема в том, что отказаться сложно, потому что автопрокатчик имеет право просто не дать вам машину (типа, рожей не вышел, до свидания). Рецепт прост: арендуем только у мировых брендов и только у тех из них, где мелким шрифтом явно написано, что платить за supplemental liability insurance не нужно. В этом случае на любые угрозы и выклянчивание денег просто тыкаете их носом в распечатку их же terms & conditions. Должно действовать.


В итоге, я взял машину у Dollar за смешные $50 на восемь дней без всяких страховок. Препирались не очень долго. Правда, машина оказалась уже видавшей виды (но это типичная картина для всех прокатчиков в подобных странах). Пришлось всю её снимать на телефон по кругу, чтобы потом не предъявили. И да, она у нас сломалась на следующий же день в Канкуне. Слава Хуракану, произошло это на отельной парковке. Просто не завелась. В итоге просрали полдня, ожидая ремонтников от прокатчика. Общение на смеси моего никакого испанского, подзабытого итальянского (который они, кстати, порой понимали) и английского (из которого они, наверное, знали слов тридцать, не больше) - единственное, что скрасило то утро. Подсоединили какой-то проводок, и дальше не было проблем...

...До самого возврата. Глаз у этих ребят намётан, и когда я возвращал машину, чувак ликующе указал на царапину на бампере (которую и правда посадил я - и это тема для отдельной весёлой истории - но размер которой реально не превышал 5 см) и затребовал бабла. Сказал, что надо менять весь бампер (ага, то-то она у вас вся в подобных царапинах ездит), и это будет стоить $500. Расчёт простой: я подписываю бумаги (так как отказывался от страховки), с меня удерживают $500 из $2700, а делать они конечно же ничего не будут. Я сказал, что подпишу только насчёт царапины, а разбираться с ними будет Mastercard. Они были злы, но сделать со мной ничего не смогли. Проблема в том, что Mastercard просто так им денег не даст, а начнёт требовать с них всю документацию по факту сделанных работ. Даже если они захотят перекрасить бампер, стоить это будет даже меньше, чем в России, плюс куча бумажной волокиты из-за пятисантиметровой царапины. В итоге по возвращению я обнаружил заблоченными $1000, и это всё висело месяц, пока я не позвонил в Dollar и не объяснил ситуацию. Мол, либо высылайте мне официальные бумаги о запуске процедуры, чтобы я передал дела Mastercard, либо разблочьте уже бабло. Сразу после этого холд исчез, но через неделю появился вновь. Видимо, кто-то в Канкуне, имея данные моей карты, никак не хотел смириться с тем, что развести клиента не удалось, и решил поднасрать ещё раз. Через неделю второй холд тоже разблокировался, и в моих отношениях с мексиканскими автопрокатчиками была поставлена точка.

Под ещё одним катом обещанная весёлая история :)

Машина стояла на обочине дороги у хипстерского кафе в Тулуме под 45 градусов (официальная парковка, даже с разметкой). То есть немного сдаёшь задом на дорогу и сразу по ней едешь. Мы вышли из кафе, сели в машину, я полминуты потупил в телефон, прокладывая маршрут, посмотрел в зеркала и начал сдавать назад. Небольшого сопротивления я почти не почувствовал, но ко мне тут же стали бежать люди и махать руками. Оказалось, что за эти полминуты к заду машины подъехал старичок в самодельном металлическом инвалидном кресле! Сдавая, я повалил кресло набок, а старичка, соответственно на асфальт. При этом ручка кресла слегка поцарапала бампер. Старичок отделался содранной кожей на локтях и плече.

Виноват, конечно, он. Я его не видел (сидя в кресле, он был ниже моего окна заднего вида), а он в последний момент вылез в кресле на проезжую часть, где пешеходов быть не должно в принципе. Сначала я подумал, что это полнейший сюр, который может оказаться банальным разводом. Никто из собравшихся вокруг зевак по-английски, конечно же, не говорил, поэтому мы метнулись в кафе за персоналом. Мальчик-официант нам очень помог. Во-первых, сказал, что полицию ни ждать, ни вызывать смысла не имеет. Во-вторых, мы отвели старичка в больничный пункт, который по счастливому совпадению (хм!) оказался в 20 метрах. Слишком много "счастливых совпадений", не так ли? Но на самом деле теория "заговора" оказалась не то чтобы сильно состоятельной. Старичок выглядел абсолютно невменяемым, и это, похоже, был никакой не шок, а его обычное состояние. Он реально не понимал, что от него хочет медсестра, и просто сидел и овощил, пока она обеззараживала и перебинтовывала его раны. Далее оказалось, что его многие тут знают, вызвонили с работы его дочь, которая прибежала скорее злая и уставшая, чем обеспокоенная состоянием отца. Подчеркну, что миллионов денег никто не просил. Я заплатил за текущую перевязку медсестре, плюс за пару последующих дал какие-то смешные деньги дочери. Она по-прежнему выглядела нерадостно, но непонятно, на кого больше досадовала - на нас или непутёвого отца. И мы даже не торговались: медсестра озвучила сумму, женщина никак не прокомментировала, парень перевёл и сказал, что звучит разумно. Я согласился с разумностью и просто отдал, сколько надо. С креслом ничего не случилось, со старичком кроме содранной кожи тоже. А история, восприятие которой менялось вмиг от страшного до смешного и от подозрительного до благодарного, теперь со мной, и слов из неё уже не выкинешь. Пусть будет.

Ну и напоследок про мой мексиканский штраф. Случился он аккурат в последний час восьмидневной аренды, когда мы спешили из Вальядолида в аэропорт Канкуна. Я превысил на шоссе километров на 20, наверное, и меня тормознул полицейский на мотоцикле. Из всего, что я читал на эту тему, самым действенным было притворяться, что не знаешь испанского (что в нашем случае правда). Но на удивление (и вразрез со всеми моими методичками) чувак заговорил на очень сносном английском. Можно было бы, конечно, притвориться, что и с английским труба, но я как-то не нашёлся. Дальше картина маслом. Чувак говорит, что с нас штраф сколько-то там охуллионов (почти не утрирую, нормальная такая сумма, я аж подумал "однако!"). Так как я, конечно же, домашнюю работу не делал и не знал, сколько там должно быть в реальности, то просто честно ответил, что таких денег у нас нет и что мы вообще опаздываем. Чувак, конечно же, тёртый калач и деловито поинтересовался, мол, а сколько есть. Я опять-таки честно достал кошелёк и показал ему содержимое. Врать не буду, но где-то раза в два меньше того, что он называл. Полицейский, и глазом не моргнув: пойдёт! И тут мой мозг наконец-то немного включился, и я решил немного сэкономить. Говорю ему, мол, чувак, у вас на заправках карты почти нигде не принимают, давай мы на бензин налички себе оставим, а остальное тебе. Он подумал и согласился. Поделили почти по-братски. (Но в итоге нам всё равно до полного бака не хватило и пришлось искать заправку с картой и доливать крохи там.) В этой ситуации нечем хвастаться, конечно. Можно пооправдываться и сказать, что я немного опешил от его напора и позволил ситуации завершиться тем, чем она в итоге завершилась. И несмотря на всю её анекдотичность, мне и правда немного стыдно. Моя последняя взятка была десять лет назад в Латвии, а в России, Европе и США после этого я все разы честно подписывал бумаги и платил штрафы. Более того, с большой вероятностью, если ты настаиваешь на соблюдении всех процедур (и не болтаешь языком насчёт того, что опаздываешь и прочее), тебя в подобной ситуации просто отпустят. Парень (прокачав английский, хехе) очевидным образом зарабатывает на туристах, а каждый формальный протокол - это деньги мимо кассы и минус время на поимку очередного наивного гринго.

На этом, пожалуй, всё. Дороги на Юкатане нормальные, хуже, чем в Европе и Штатах, но лучше, чем в России. Водят, как и везде в Латинской Америке, довольно безумно, то есть расслабиться, как опять же в Европе, не получится, но до азиатского и африканского трэша, конечно, далеко. Сравнимо с Родиной здесь, ну, может, чуть-чуть похуже. С безопасностью тоже ок, никаких гангстеров с оружием на дорогах не встречал и вообще ничего криминального не видел. Так что, на мой взгляд, можно и нужно смело исследовать полуостров на авто. С их общественным транспортом и в половину красивых мест не доберёшься, а в остальных просадишь кучу времени. Такие дела.

i me mine, trips, Северная Америка, машинки, cards & banks, México, и немножко нервно

Previous post Next post
Up