Клуб исследователей русского консерватизма 20 июн в 18:34 Иванов А. А. Церковь и религия в жизни правого политика Н. Е. Маркова 2-го // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2024. Вып. 117. С. 127-146.
Андрей Александрович Иванов (род. 1978) - доктор исторических наук, профессор, доцент кафедры Новейшей истории России Института истории СПбГУ. Автор научной монографии «Вождь чёрной реакции: Николай Евгеньевич Марков» - М.: Владимiр Даль, 2023.
Аннотация: В статье рассматриваются религиозные взгляды и отношение к Православной Церкви известного русского политика-монархиста Н. Е. Маркова (1866-1945). Основываясь на свидетельствах современников, материалах дореволюционной и эмигрантской периодической печати, стенограммах Государственной думы Российской империи, материалах из российских и зарубежных архивов в публикации показано и проанализировано место православия в политической, общественной и личной жизни Маркова. В научный оборот вводятся новые источники и факты, свидетельствующие об активном участии правого политика в церковной жизни царской России и русской эмиграции. Особое внимание уделено публичным выступлениям Маркова по церковным вопросам, его взаимоотношениям с представителями православного духовенства, церковной критике некоторых его взглядов. Значительная часть эмигрантских публикаций Маркова по церковному вопросу впервые вводится в научный оборот. В статье впервые специально рассматривается роль Маркова в торжествах по случаю канонизации святителя Иоасафа Белгородского, участие политика-эмигранта в церковной жизни Берлина и Парижа. Подробно реконструируется роль Маркова в Первом Всезарубежом соборе (1921) и эмигрантском церковном расколе 1926 г., вводятся новые сведения о религиозной позиции политика-эмигранта, которую он занимал в последние годы своей жизни, живя и работая в нацистской Германии. На материале многочисленных и разносторонних источников доказывается, что Церковь и православная вера не являлись для Маркова исключительно инструментом политической борьбы, а занимали в его жизни важное место. Несмотря на свои заблуждения и ошибки, Марков на протяжении всей жизни позиционировал себя православным христианином, был человеком религиозным и в меру своего понимания стремился следовать церковным заповедям.
Скачать:
по ссылке К слову, православный писатель Иван Сергеевич Шмелев (герой одной из программ «Кладбище под Парижем» протоиерея Андрея Ткачева на «Спасе») поддержал нападение Третьего рейха на Советский Союз («потому что большевики убили его сына»), а сегодня его книга «Лето Господне» продается во многих православных храмах, священники проводят тематические вечера памяти о Шмелеве с детьми. Заставка «Лето Господне» украшает видео телеканала «Спас» с утренними эфирами в соц. сетях и никого это не смущает.
Думаю, что хорошо, что книги такого патриота России, как русский офицер, атаман, генерал
П. Н. Краснов, у нас в церкви не издают и не продают. Для этого есть другие места. Подробнее о последнем можно почитать в книге С. Зверева
«Генерал Краснов. Монархическая трагедия» 2013-2015 гг.
(к книгам ген. Краснова очень сложно придраться при всем желании. Сам-то Краснов не был сторонником идеологии тоталитаризма и расовой сегрегации общества, расового превосходства одной нации над другой, сторонником идей американских евгеников (одна из самых известных - активистка сексуального просвещения, основательница Американской лиги контроля рождаемости Маргарет Зангер, которая имела тесные связи с Ку-клус-кланом), социал-дарвинизма и пр. К примеру, в Великобритании сегодня профессиональные историки в том же Кембридже издают научные статьи, что якобы фюрер нахватался идей у русских патриотов, боевых офицеров, с которыми несколько раз встречался на секретных квартирах и проводил беседы. В частности, называют имя полковника Российской Императорской Гвардии, автора книги «В плену у обезьян. Записки контрреволюционера» Федора Викторовича Винберга (1868-1927), о чем также написано в Википедии. Историк А. А. Иванов в предисловии к книге о Винберге и др. патриотах «Верная гвардия. Русская смута глазами офицеров-монархистов.» М., 2008 никак не комментирует данную информацию, вообще о ней не упоминает. С кем фюрер мог встречаться - так это с великим князем Кириллом Владимiровичем Романовым (1876-1938), который во время Февральской революции ходил с красным бантом, а позже превозгласил сам себя «императором» в эмиграции. Известно, что его супруга побывала на съезде НСДАП в баварском городе Кобурге в начале 1920-х гг. и даже сохранилось фото (сын великого князя Кирилла - Владимiр Кириллович, дед Георгия Гогенцоллерна, которого считает главным претендентом на российский престол [социал-монархист] монархист-легитимист, основатель «Царьграда» К. В. Малофеев. Кто поддерживал фюрера, так это как раз сторонники великого князя Кирилла, многие монархисты-легитимисты, входившие так наз. «Русский корпус» ген. Штейфона в Югославии, который побросал оружие при наступлении Красной армии ближе к 1945-му, отказавшись воевать с русскими, то есть с людьми из России) На тему происхождения немецкой идеологии см. монографию
Мануэля Саркисянца "Английские корни немецкого фашизма. От британской к австробаварской расе господ" - М.: Академический проект, 2003)
Как выражается док. ист. наук, член Комиссии по попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России при Президенте РФ (2009-2012) Н. А. Нарочницкая, у таких людей "ненависть к советской власти затмила любовь к Родине." Что-то приблизительно так она говорила. «Они больше ненавидели советскую власть, чем любили Россию.»