Николай Прохорович Крыщук (род. 27 сентября 1947, Ленинград) - русский писатель и публицист.
Награды
- Лауреат премии журнала «Звезда» (2004)
- Лауреат Премии Довлатова (2005)
- Премия «Студенческий Букер» (2009)
«Весь город мой непостижимый…»
Заметки о Петербурге
<...>
Исторический Петербург, каким мы видим его сегодня, в значительной мере обязан стараниям Александра I [1]. От Екатерины II передалась ему любовь к Петербургу. Обладая тонким вкусом, он по примеру Петра участвовал не только в выборе архитекторов, но и в разработке планов новых построек, вносил изменения в фасады и интерьеры, контролировал исполнение. При нем началось строительство уже монферрановского Исаакиевского собора, была отстроена Стрелка Васильевского острова, невские набережные, Дворцовая и Сенатская площади.
Когда Пушкин написал знаменитое ныне «Люблю тебя, Петра творенье…», он был не совсем прав. Свою лепту в строительство Петербурга внес к тому времени уже не один император, десятки отечественных и иностранных зодчих.
Конец ХVIII - начало ХIХ века - пик восторженного, я бы сказал, упоительного отношения к Петербургу. В честь него слагали одические стихи Ломоносов, Тредиаковский, Державин. К юбилеям и праздничным датам писали картины Майр, Зубов, Махаев и Алексеев.
Пушкин воспел Петербург в «Медном всаднике». Но он же заметил и бедного Евгения, которому жизнь в столице принесла одни несчастья. Не Гоголь, а Пушкин ввел в русскую литературу «маленького человека». И не обожествление столицы, а именно это сострадательное отношение к петербургскому обывателю [здесь и далее выделено мной - Е. Ч.] подхватила наша литература. Город больше уже не был героем, но лишь зловещим фоном человеческих страданий. «Город пышный, город бедный…»
Тем более что Императоры, следующие за Николаем I, который добросовестно завершал начатое старшим братом, существенного вклада в строительство Петербурга не внесли. С середины примерно ХIХ века Петербург стал беспорядочно застраиваться уродливыми доходными домами, особняками нарождающихся предпринимателей, рынками, банками, приютами и зловеще безликими корпусами фабрик. Добужинский видел уже одни только дворы-колодцы, покосившиеся поленницы, пустынные набережные и согбенно бредущего сквозь серую чахоточную ночь петербуржца. Холодный, казарменный, больной город.
Первая мiровая война и вовсе парализовала строительство. Гром приближающейся революции слышали даже самые нечувствительные к политике. Любопытно, что именно в эти годы стремительно росло количество увеселительных заведений столицы. Открылся кинотеатр «Пикадилли» на Невском проспекте, «Салон юмористов» на Итальянской, театр миниатюр «Теремок», театр-кабаре «Би-ба-бо», артистическое кабаре «Привал комедиантов». Маскарады, грим, маски, «полуночная гофманиана», предсмертное веселье...
Любовь к Петербургу попытались вернуть «мирискусники», особенно Бенуа, декоративно изображавший летаргический сон Петербурга ХVIII века. Но это только усугубляло двойственное отношение к городу.
Конфликтное отношение к Петербургу первым выявил Пушкин, развили Гоголь и Достоевский. Автор книги «Душа Петербурга» писал: «Петербург Гоголя - город двойного бытия... [2] Достоевского заботил уже не столько контраст между городом «пышным» и городом «бедным», но сочетание романтического колорита и нищенской, проеденной жизнью изнанки. Тут уж не пушкинский антоним, а скорее оскюморон, спаявший непримиримости.
Петербург представляется Достоевскому городом-фантомом, городом-призраком. Белые ночи плохо действовали на его нервную систему, доводили чуть ли не до безумия; в такую светлую ночь без теней город натурально предстает как мираж. «Казалось, что весь мир, со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютами нищих и раззолоченными палатами… в этот сумеречный час походит на фантастическую, волшебную грезу, на сон, который в свою очередь тотчас исчезнет и искурится паром к темно-синему небу…»
Нет ни одного сколько-нибудь значительного писателя в ХIХ веке, который не сказал слова о Петербурге. У каждого свой город, но в любом тексте мы уловим эту двойственность. Так продолжалось до начала ХХ века, пока Петербург еще все же был Петербургом. (...)
О непостижимости Петербурга говорили и до Блока. Но сказать, что город непостижим в той же мере, в какой непостижима женщина, - это собственно блоковское. Очень сильное и значимое для него сравнение...
Смешно было бы утверждать, что он самый красивый город в мiре. Убогий патриотизм здесь ни при чем. Но разве говорим мы о тайне Рима, о загадочности Москвы, о метафизике Парижа, о фантасмагоричности Лондона, о душе Нью-Йорка? Как-то не пристали им эти эпитеты.
Почему именно Петербург, рационально задуманный и построенный, вызывает в людях чуть ли не мистические переживания?..
Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен Назло надменному соседу.
Странно, если вдуматься: как можно закладывать город назло кому-то? Но я уверен: Петербург явился на свет именно из обиды, ущемленной гордости и великой амбиции. Впрочем, у Пушкина две истории слились в одну. Вначале и речи не было ни об «окне в Европу», ни о столице. Только о крепости.
Земли, на которых расположен сейчас Санкт-Петербург, еще в VIII-IX веках принадлежали Новгородской Руси. Важное было место. Через Неву проходил «великий путь из варяг в греки». Неудивительно, что к этим местам давно и не бескорыстно приглядывались шведы. Опустим все, что нам известно из школьных учебников. Главное - после Столбового мiра земли эти отошли шведам. И несомненно, что рано или поздно Россия должна была попытаться вернуть их себе. Эту миссию взял на себя московский царь Петр Алексеевич.
Click to view
Первая попытка оказалась не просто неудачной, но оскорбительно неудачной. Осенью 1700 года русская армия была почти поголовно уничтожена под Нарвой... Самолюбие молодого царя было уязвлено. Он стал готовиться к отмщению.
Собирается новая армия. Не хватает меди на пушки - царь велит снять с московских церквей колокола, чтобы переплавить их в артиллерийское оружие...
В черновиках первая строчка «Медного всадника» звучала так: «На берегу варяжских волн». В окончательном варианте и лучше, и вернее: «На берегу пустынных волн». Вокруг была пустыня низкого неба, вод, болот и мелколесья. Чтобы покорить эту пустыню даже в фантазии, необходима дерзость воображения. Для того чтобы построить здесь город, да не просто город - столицу, нужно было быть безумцем, обладающим к тому же императорской властью.
Но судьба свое дело знает. Однако повторю: ни о какой столице еще и помысла нет. Не о том сейчас речь. Мы воюем со шведами.
Прибывшие разведчики рассказали, что судоходна только Большая Нева. Причем фарватер идет причудливо вдоль берега Васильевского острова до нынешней Стрелки, а затем круто переходит на противоположный берег. Петр понял, что если на Заячьем острове построить батарею, а еще лучше - крепость, ее орудия будут бить наперерез фарватеру, и ни одно неприятельское судно не сможет проникнуть в Неву. Первоначальным «земляным» строением крепость была окончена в четыре с половиной месяца.
Фарватер Невы с тех пор не изменился. Строго по фарватеру разводятся и мосты: Троицкий на Адмиралтейской стороне, Дворцовый - посередине, Мост лейтенанта Шмидта - у Васильевского острова. Каждую ночь смотреть на развод мостов сходятся тысячи горожан и туристов. Зрелище и правда удивительное: будто молчаливые гиганты просыпаются по ночам, разевают пасти и разминают члены. Так в истории всегда: что некогда было полезно - стало красиво.
Но история Петербурга особая: он по большей части и строился для того, чтобы было красиво. Обида, нанесенная под Нарвой, не забыта Петром. Впрочем, это была обида не только за себя, но за Отечество, которое многие европейские монархи не считают за ровню, сталкивая его в азиатчину. Хуже всего, что так оно и было - дикая, непросвещенная страна досталась ему [на самом деле вовсе нет, «дикой» и «непросвещенной» Россия была именно с точки зрения европейцев - Е. Ч.]. Вот тут-то и заговорили в нем та самая ущемленная гордость и великая амбиция. Они и привели его к решению построить на этих топях европейскую столицу.
Место во всех отношениях неудобное. Как выразился один иностранец, нельзя строить столицу на мизинце у империи. К тому же бедственные наводнения почти ежегодно опустошали эти земли. Первое наводнение случилось уже в ночь на 31 августа 1703 года. Лагерь русских войск затопило, и он превратился «в непроходимое болото». Нева унесла часть заготовленных для строительства крепости материалов. Комендант крепости Репнин писал Петру: «Зело, государь, у нас жестока погода с моря и набивает в нашем месте, где я стою с полками, воды аж до моего станишки… Жители здешние сказывают, что в нынешнем времени всегда то место заливает». Но и это не поколебало Петра. «Рассудку вопреки, наперекор стихиям» (Грибоедов) он решил строить столицу на Неве. Да такую, чтобы была не хуже Венеции или Амстердама. В петровское время, судя по статистике, случилось десять наводнений... [3]
Петр знал, на какой риск шел. Только через два года после взятия Выборга, в 1712 году, он перевез на берега Невы свое семейство, перевел сюда все главные учреждения, и Петербург был объявлен столицей...
Николай Крыщук.
«Весь город мой непостижимый…» Источник:
https://rusidea.org/250970569 Примечания
[1] Док. ист. наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Юрий Николаевич Жуков
в интервью «Невским новостям» 31 августа 2021 г. отметил, «что при Петре города как такового еще не было. Его строили ради Петропавловской крепости, которая должна была защищать подходы к России. Потому и весь город при императоре состоял практически только из крепости. Имя он получил от русских имен Петр и Павел, но остальное строительство прошло уже при других правителях после смерти Петра I».
Когда тут жила блаженная Ксения в конце XVIII века, то по ночам на деревянной окраине Петербурга можно было услышать протяжный вой волков (об этом говорилось в одном из последних д. ф. о ней на you-tube), которые слонялись по ближайшему лесу в поисках пропитания.
[2] Н. П. Анциферов, «Душа Петербурга»: «Петербург Гоголя - город двойного бытия. С одной стороны, он «аккуратный немец, больше всего любящий приличия», деловитый, суетливый, «иностранец своего отечества» 114, с другой - неуловимый, манящий затаенной загадкой, город неожиданных встреч и таинственных приключений. Таким образом создается образ города гнетущей прозы и чарующей фантастики...»
Наверное, можно сказать, что СПб - это небольшая часть, небольшой кусочек Западной Европы внутри России, который отстроила самой себе на огромные финансовые средства по-французски говорившая аристократия, полностью оторванная от простого народа, оторванная от своих национальных корней.
К слову, Петербург и нравится, привлекает в основном иностранцев, иностранных туристов (также ментально прозападных россиян). Как-то несколько лет назад видел по ТВ сюжет, как сюда переехала на ПМЖ молодая белая американка, студентка из сельской местности в США, которая решила принять российское гражданство. Журналист спрашивает у нее: «Почему?», она отвечает: «Здесь много музеев, все очень красиво и жизнь очень дешевая», что-то типа того. Своего рода «эффект Вау!»
Так подросткам в разных странах нравится все блестящее в яркой упаковке (к примеру, голливудские фильмы - так наз. «блокбастеры» со множеством визуальных спец. эффектов, по-человечески обаятельных симпатичных талантливых актеров), при этом о внутренней сути вещей, о начинке они не задумываются, так как довольно слабенький интеллект не позволяет им этого сделать.
Не стал здесь, как М. В. Назаров, слишком много (объемно) цитировать известного петербургского культуролога, краеведа,
основателя школы научного петербурговедения, кандидата филологических наук Н. П. Анциферова (1889-1958), который назвал А. С. Пушкина в своей работе «Душа Петербурга» 1922 г. «создателем мифа о Петербурге», имея в виду его полную восторгов поэму «Медный всадник» 1833 г., которую совсем недавно в Сретенском монастыре на лекции очень подробно разбирал профессор А. Н. Ужанков. Подробнее об этом -
«Красуйся, град Петров!».
(кто-то сочиняет светлые мифы о Петербурге, о Петре I, кто-то о Сталине)
Дело в том, что книга Анциферова написана при большевиках, которые дали городу в 1924-м году совсем другое название, присвоив ему партийную кличку, псевдоним, даже не фамилию, их Вождя. Сейчас необходимо уже писать другие, новые книги на эту тему.
Фото - г. Санкт-Петербург, возле ст. метро "Площадь Восстания", декабрь 2022-го года
Приведем еще такую цитату.
Из ленты ВКонтакте док. ист. наук А. Ю. Минакова от 7 июня: "Может великорусский марксист принять лозунг национальной, великорусской, культуры? Нет. Такого человека надо поместить среди националистов, а не марксистов. Наше дело - бороться с господствующей, черносотенной и буржуазной национальной культурой великороссов, развивая исключительно в интернациональном духе и в теснейшем союзе с рабочими иных стран те зачатки, которые имеются и в нашей истории демократического и рабочего движения" (Ленин, "Критические заметки по национальному вопросу", 1913)
В интернациональном духе - т. е. в космополитическом.
- Космополитизм (от др.-греч. κοσμοπολίτης (kosmopolites) - космополит, человек мiра) - идеология мiрового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли. Согласно Дж. Р. Солу, космополитизм - это мiровоззрение и культурная установка, направленные на осмысление единства мiра, универсализма [Бек У. Космополитическое мiровоззрение. - М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2008. - 336 с. - ISBN 978-5-903844-036.].
Вопрос, который напрашивается и который остается пока без ответа: может ли сегодня простой (здоровый в духовно-нравственном отношении) русский человек, русофил, в том числе монархист, если не любить, то просто хорошо относиться к Петербургу?
Кинорежиссер-документалист Виктор Сергеевич Правдюк в одной из своих последних бесед процитировал императора Николая II, самого русского (в том числе в значении православного) из Романовых, который с семьей уезжал в Крым, в Левадию, в 1912-м году (если не ошибаюсь). Проводить его на ж/д вокзал приехали два министра: морской и какой-то еще. Государь им сказал: «Не хочу оставаться в этом болоте».
По умолчанию понятно, что многие адекватные православные граждане в России еще задолго до революции, в XIX веке, воспринимали СПб как «поганенький (от лат. «pagan» языческий) масонский, в смысле прозападный, безбожный, опять же космополитичный городишка», не более того. Испытывали к нему искреннюю сильную неприязнь, что нисколько не удивительно.
К примеру, в прошлом году протоиерей Олег (Стеняев) рассказывал в лекции
«РУССКИЙ ОТВЕТ ЗАПАДНОЙ АПОСТАСИИ: А. С. ХОМЯКОВ (1804-1860)», что когда молодой Алексей Степанович Хомяков, в будущем основоположник раннего славянофильства, впервые посетил Петербург, то он на него произвел довольно гнетущее впечатление как страшный языческий город, в котором молодой человек запросто может потерять святую православную веру.
Еще раз напомню, что начале XIX века сверхсовременному по своей каменной застройке Петербургу исполнилось чуть более 100 лет, он был сравнительно небольшим поселением по своим размерам.
Андрей Александрович Иванов (род. 1978) - доктор исторических наук, профессор, доцент кафедры новейшей истории России Института истории СПбГУ. Автор ряда книг по политической истории России начала XX века, шести монографий и около 400 научных, научно-популярных, справочных и энциклопедических статей.
«Молодой, по сравнению с Москвой, и более европейский Петербург действительно считался городом совсем не патриархальным и даже безнациональным. Петербург обычно воспринимался в русском консервативном лагере как город космополитический, «гнилой», «зараженный» либерализмом, европейничаньем и с засильем бездушной имперской бюрократии.
Поскольку большинство русских консерваторов XIX века были выходцами из помещичьей среды, то и родились многие из них за пределами имперской столицы. Однако при этом в Петербурге жили и творили основоположники почвенничества Фёдор Достоевский и Николай Страхов, существовала так называемая «петербургская аристократическая партия», также стоявшая на консервативных принципах, были и свои петербургские славянофилы. Не был урожденным петербуржцем, но тесно связал свою жизнь с нашим городом и такой видный консервативный деятель, как издатель и публицист Алексей Суворин.
Некоторые исследователи, например, Александр Котов, пишут о «петербургском славянофильстве», относя к нему таких публицистов, как Орест Миллер, Иван Корнилов, Владимiр Ламанский, Александр Киреев и некоторых других. Но при этом петербургские славянофилы не породили каких-либо особых «петербургских» идей или политических конструктов. Их взгляды практически ничем не отличались от московских славянофилов, разве что, несколько более остро звучал национальный вопрос.
Правда, москвичи порой не очень-то доверяли искренности петербургских консерваторов. Так, например, московский славянофил Иван Аксаков подозревал петербургских почвенников и славянофилов в том, что они лишь рядятся в «руссоманов», а на деле остаются далёкими от подлинной русскости «санкт-петербуржцами». А консервативно-аристократическую группу Владимiра Скарятина, группировавшуюся вокруг газеты «Весть», он характеризовал как «петербургскую партию». (...)
К концу XVIII века Россия получила элиту, страшно оторванную от народа - по-другому выглядевшую, на другом языке говорившую, во всём подражавшую Европе. Поэтому «поздний» Карамзин приходит к выводу, что без возвращения к национальному своеобразию, без воспитания у элиты того, что сам он называл «народной гордостью», Россия перестанет быть Россией, лишится морального права на своё существование. «Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужой славою», - писал Карамзин, и, признавая то, что «хорошо и должно учиться», в том числе и у Европы, предупреждал: «горе человеку и народу, который будет всегдашним учеником».
https://rodinananeve.ru/andrej-ivanov-rossii-nuzhna-plavnaya-konservativnaya-kontrrevolyucziya/ Вспоминается также вознесшийся до небес сверхпомпезный 87-этажный «Лахта-Центр» 2018 г. (462 м в высоту),
самое высокое здание в Европе, чем-то напоминающее Эйфелеву башню 1899 г. (300 м) в Париже. Опять же, к вопросу о ментальной, культурно-цивилизационной близости двух революционных столиц.
Новая высота. Фильм о Петербурге и «Лахта Центре». Официальный канал «ГАЗПРОМ», 14 марта 2023 г.
С момента своего основания Петербург всегда стремился ввысь. И вертикальные доминанты становились символами горизонтального города.
Хронометраж 00:39:30
Click to view
Снимок экрана -
https://travel.dogrurik.ru/tpost/ovdnr408bj-lahta-tsentr-ona-zhe-bashnya-saurona?ysclid=ln6his6grk17613632 Очень похоже, что [горделивый амбициозный] дух в этих городах господствует один и тот же и продолжает влиять на умы, хотя прошло уже много десятилетий, тянет их куда-то за собой в Поднебесье (понятно, что на первом месте сегодня финансовая столица США, Петербургу за ней не угнаться при всем желании, слава Богу). Там и там на фоне башен очень любят фотографироваться, делать селфи туристы. Начиная с ЧМ-2018 по футболу.
Откроем Священное Писание:
Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом (
Лк. 16:15)
Довольная странная манера руководства компании «ГАЗПРОМ»: дружить с политиками, финансистами страны НАТО Германии, качать газ из русской Сибири в Западную Европу, построить самим себе штаб-квартиру в СПб, а крошки с праздничного стола проценты от своего гипер-бизнеса вкладывать в обустройство города, проведение реставрационных работ (практически каждый год с довольным видом получая за это награды от руководства города), строительство спортивных центров и футбольных полей, на благотворительность и др., также тратя огромные средства на саморекламу, чтобы вывески буквально кричали: «Вот мы какие замечательные, ГАЗПРОМ! ГАЗПРОМ! Все это - МЫ!» Мол, похвалите нас, чтобы нам было приятно. То есть это люди, которые делают добрые дела напоказ. Специально, сознательно.
В святоотеческой традиции подобное поведение называется фарисейством.
(первоначальное название «ЛАХТА-Центра» - «GAZPROM-Sity». Видимо, по аналогии с московскими небоскребами, возведение которых мэр Собянин назвал несколько лет назад «крупной ошибкой». Забавно, что жители города на Неве называют «ЛАХТА-Центр» «Башней Саурона», - это одно из распространенных названий. Любопытно, кто в таком случае хоббиты?)
Как говорил Никита Сергеевич Михалков в одной из своей программ «Бесогон ТВ», если известные нефтяные компании качают полезные ископаемые из Сибири, то штаб-квартира их должна находиться где-то в районе Новосибирска (условно), а в Петербург они могут приехать раз в год в отпуск отдохнуть со своими семьями, со своими детьми.
Очень хорошо они здесь устроились на всем готовом, имею в виду инфраструктуру.
(это называется: задрать нос повыше, чтобы вас увидел весь [в основном западный] цивилизованный мiр)
Приведу конкретный пример.
Случай из практики моей родной матушки Светланы Анатольевны Максимовой (Челпановой, 1962-2022) в конце 1980-х гг., когда она, спустя несколько лет после окончания фармацевтического училища (техникума), работала в аптеке в Петродворце, который я лично от нее слышал лет десять назад:
Как-то к ним в аптеку зашла заместитель председателя исполкома Ленинградского городского Совета народных депутатов (курировала вопросы культуры и образования) Валентина Ивановна Матвиенко (ныне председатель Совета Федерации, ранее губернатор СПб) и попросила продать ей какое-то лекарство, которое отпускается по рецепту. Матушка ей говорит:
- Покажите рецепт, без рецепта я не имею права отпускать лекарства.
- Вы что, не знаете кто я такая? [типа того] Вы что, не смотрите телевизор?
- На телевизор у нас времени нет.
Так ничего ей в тот день не продала. Та развернулась и ушла.
Спустя какое-то время в эту аптеку привезли телевизор, подарок от тов. Матвиенко.
Вот как это возможно, чтобы советский высокопоставленный чиновник городской администрации вынуждал работника официальных гос. органов здравоохранения нарушить должностные инструкции своего мед. учреждения просто потому, что ему (ей) так захотелось? Налицо явная непорядочность (мягко говоря) этих граждан.
(не буду писать, что они [в целом] какие-то наглые и бесстыжие. Быть может, таких случаев было всего несколько в их жизни. Жаль, что этот телевизор заведующая аптеки не отослала обратно или куда-то не отдала, чтобы проявить принципиальность)
В конце 1914-го года поэтесса «Серебряного века», супруга Д. С. Мережковского, Зинаида Николаевна Гиппиус (1969-1945) разразилась гневным поэтическим памфлетом «Петроград», так как весьма негативно, болезненно отреагировала на переименование Санкт-Петербурга в «Петроград» царем-русофилом Николаем II в августе 1914-го года, когда столица России получила, наконец, нормальное русское название. Вот строчки оттуда:
Чему бездарное в вас сердце радо?
Славянщине убогой? Иль тому,
Что к «Петрограду» рифм гулящих стадо
Крикливо льнет, как будто к своему?
Та же Гиппиус писала, что название «ЧЕРТОГРАДЪ» дала Петрограду в 1917-1918-м гг. столичная петербургская интеллигенция (
https://arzamas.academy/materials/633).
Click to view
(главная идея светского you-tube канала «Чертоградъ» - петербуржцы должны любить Санкт-Петербург при любом его названии)
Что ж, это город действительно не святой, в чем нас вполне убеждает вся последующая история XX века, явно не город святого апостола Петра, а просто город, основанный императором Петром Алексеевичем, не более того.
И в этом Николай Александрович был совершенно прав, это просто Петроград не больше и не меньше. Концепция совершенно ясная и понятная.
Кроме того, в Петербурге был злодейски подло убит террористом среди бела дня дедушка последнего русского царя, еще один император был задушен в Ропше, другой был убит заговорщиками в собственном дворце в Гатчине.
Здесь весь XVIII век постоянно происходили дворцовые перевороты.
(святостью, русским духом здесь никогда особо не пахло, если смотреть на этот город духовно трезвыми очами. В отличии от языческого Рима, данную болотистую местность апостол Петр не освятил своими стопами, его никогда здесь не было (как и Михаила Васильевича Ломоносова в Ораниенбауме, на что обращают внимание местные краеведы), да и его брат Андрей сюда не доходил. Вдумайтесь, какое надо иметь великое дерзновение, чтобы дать какому-то мелкому поселению на берегу Финского залива имя Первоверховного апостола, предстоящего перед Престолом Сына Божия в Царствии Небесном. Подобного себе не позволял ни один (sic!) православный христианский Государь. Мiровая история не знает подобных примеров, то есть это какой-то [весьма подозрительный с церковной точки зрения] модернизм, какое-то ноу-хау. Как бы в духовном смысле адекватному человеку такое в голову не придет)
Можно отметить, что город привлекает к себе также гордых надменных людей, в 90-е здесь было очень много бандитов, различных темных личностей. В том числе людей авантюрного склада.
Смиренно-монашеская Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра видится на этом фоне постоянной человеческой суеты, спешки и беготни, разогреваемых страстей и растущих неудовлетворенных амбиций как некий светлый зеленый оазис, остров мира и покоя, также как своего рода противовес в духовном смысле, несколько уравновешивающий город с его сумасшедшим (то есть сверхбыстрым) жизненным ритмом, приводящим его в гармоничное равновесие с духовными законами бытия, мiроздания. Хотя возможно, что лишь отчасти (процентов на 30-40, смотря как считать), учитывая уровень религиозности, воцерковленности, также праведности жизни большинства жителей этого города.
Также часовня блаженной матушки Ксеньюшки на Смоленском кладбище, могилка блаженной матушки Матренушки Босоножки возле храма иконы Божией Матери Всех скорбящих радосте с грошиками, Иоанновский монастырь на Карповке, Свято-Никольский Морской собор в Кронштадте, ряд других святых мест.
(мало кто знает, что в Казанском кафедральном соборе находится частица Животворящего Креста Господня, см.
фото. Ведь это святыня имеет значение для России, для всего православного мiра намного большее, чем список Казанской иконы Божией Матери в том же соборе, по идее эта частица должна находиться под пуленепробиваемым стеклом и ее должны охранять люди в камуфляже, вооруженные до зубов. Казанский собор же больше напоминает проходной двор, по которому постоянно слоняются толпы любопытных светских туристов (так наз. «захожан»), то есть не паломников)
Совсем не праздный вопрос: чего здесь больше, в этом нарядном «Великом городе» (цитирую название док. фильма С. Дебижева), греха или праведности? Имею в виду за всю историю, если добрых людей наподобие филантропа-лютеранина врача Федора Петровича Гааза (1780-1853), который жил в Москве и был знаком со свт. Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским, также отнести к категории праведников. Хорошо, если 50 на 50 (фифти-фифти). Но на самом деле, наверное, соотношение намного меньше не в пользу доброты и праведности. Слава милости и терпению Твоему, Господи, к нам, грешным!
Много ли было таких людей в Петербурге? Кто-нибудь может без и-нета вспомнить хотя бы несколько человек в XIX веке? Добрых праведных людей?
Подсказка: хозяйка Ораниенбаума великая княгиня Елена Павловна, урожденная немецкая принцесса, см.:
https://terastudio.com/news?id=23494 В память о ее супруге, великом князе Михаиле Павловиче был назван последний каменный городской собор, построенный в Российской империи - святого Архистратига Божия Михаила в тот же Ораниенбауме.
Когда святая праведность в каком-либо городе оскудевает, мы вспоминаем библейский рассказ о Содоме и Гоморре, на которых с неба пролился серный огненный дождь. Слова профессора Ужанкова, которые прямо следуют из святого Евангелия: «Все гордое бывает унижено». Как принято считать, Господь «наказывает» людей за надменность и превозношение. Или попускает произойти с ними какому-либо несчастью, то есть оставляет этих людей с их злой волей, с их прегрешениями.
Характерный пример: 10 июня 1999 года закончилась бомбежка НАТО столицы Югославии. Кто в этом виноват, в этой страшной трагедии, в результате которой Сербия потеряла Косово? Страны НАТО, американцы?
Да нет, прежде всего сами сербы виноваты во всех своих бедах, потому что [безбожные прозападные] жители столичного Белграда отошли от Бога. Это мнение не мое, это точка зрения старца Гавриила Сербского из монастыря св. Луки в Бошнянах, см.:
https://echelpanov.livejournal.com/52506.html Другой пример: город Сен-Пьер на острове Мартиника, который был почти полностью разрушен извержением вулкана в 1902-м году.
Спрашивается, какие гениальные умники построили город на вулкане?
Чем они думали в этот момент?
+ + +
Понятно, что [духовно больные или духовно безграмотные, духовно слепые, ослепленные, помраченные, также духовно мертвые] светские граждане в принципе не способны разобраться в духовных реалиях, главная проблема этих людей (от чего происходят все беды в мiровой истории), что они путают между собой добро и зло.
В православном христианском богословии это называется
Различение духов (потому что темные духи часто притворяются светлыми, о чем нам хорошо известно из житий святых, из святоотеческой литературы)
К примеру, перед каббалой такой проблемы не стоит, см.:
http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/63847?/rus/content/view/full/63847&main Для каббалистов добро и зло - понятия достаточно условные, относительные.
Каббала сегодня - довольно популярное религиозно-мистическое, эзотерическое учение среди российского политического, финансового истеблишмента, также представителей шоу-бизнеса (которые берут пример со звезд Голливуда, таких как Эштон Катчер, Деми Мур, Бритни Спирс и др.), среди его адептов называют сенатора
В. О. Слуцкера, журналиста В. Р. Соловьева, певца Ф. Б. Киркорова, также главу «Сбера» Г. О. Грефа.
К тому веду, какое у большинства петербуржцев сегодня мiровоззрение? Вряд ли чисто атеистическое, как у их дедушек и бабушек. Вероятно, частично православное, частично эзотерическое, поскольку многие читают астрологические прогнозы и празднуют Новый год по китайскому календарю, 2023 год - это год Водяного Голубого Кролика, 2024 - Зеленого Деревянного Дракона, с большой охотой покупают себе в дом соответствующие талисманы.
Для этих светских граждан в СССР на протяжении 70 лет русский православный царь - темный и плохой, а радикальный социалист-революционер, космополит, фактически иностранный агент и представитель «пятой колонны», организатор страшного массового террора, с кучей серьезных отклонений у себя в голове (к примеру, нравственное помешательство - это мед. диагноз того времени), - светлый замечательный товарищ.
То есть они не понимают, что можно делать, а чего ни в коем случае не следует. Не понимают, почему нельзя нарушать духовные законы, действие которых неумолимо и незнание которых никого не освобождает от ответственности.
Почему материальное никак не может быть выше духовного. Если это не так, то всегда следует неминуемая расплата. В разных странах случаются войны, революции, стихийные бедствия. Тут, в данной информации, ничего нового нет.
(материальное - это также карьера, финансовое благосостояние, физическое здоровье, автомобили, забота о детях. Так, любовь к детям не может быть для родителей выше Бога или выше любви к Богу. В данном случае это называется идолопоклонством, то есть все тем же самым язычеством)
Пример (чтобы было понятнее): почему разбилась 36-летняя супруга вратаря футбольного клуба «Зенит» Вячеслава Малафеева (который у обычных людей вызывал искреннюю симпатию и которому многие граждане искренне сопереживали всвязи с данным несчастным случаем), когда ехала на огромной скорости по Приморскому проспекту СПб на своем новом сверхдорогом британском автомобиле «Bentley» ранним утром 17 марта 2011-го года?
Понятно, что куда-то очень спешила и зачем-то превысила скорость, нарушила ПДД.
Духовные причины могут быть совершенно разными. Для того, чтобы попробовать в этом разобраться, нужно досконально знать подробности жизни конкретного человека. Имею в виду вообще не этот конкретный случай, а подобного рода ситуации.
[3] В 2010-м году петербургские власти бойко рапортовали: «Дамба наконец построена! Город полностью защищен и застрахован от наводнений!» Угу, спустя 307 лет после начала строительства города. Правда, замечательно? Как будто закончилось какое-то веселое соревнование. Вбухать 87 миллиардов рублей (1 млрд. $) и прыгать до потолка от счастья после этого.
«Ура! Нас теперь не затопит!»
«Строительство велось с 1979 по 2011 год, стоимость проекта по состоянию на первую декаду августа 2010 года составила 87,3 миллиарда рублей.»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Комплекс_защитных_сооружений_Санкт-Петербурга_от_наводнений