Главная >
Новости >
ИА "Вода живая" >
Общество и культура В манеже Малого Эрмитажа 18 мая открылась выставка "ОТМА и Алексей. Дети последнего российского императора". Царские дочери - великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия - в письмах к родителям подписывались начальными буквами своих имен. Так возникла аббревиатура ОТМА. Младший ребенок - цесаревич и наследник Алексей, был любимцем всей семьи.
Экспозиция построена по хронологическому и тематическому принципам. Временные рамки охватывают период с 1895 года - рождение первенца августейшей четы - до 1914 года, то есть период их безмятежного детства и юности, не затронутый Первой мiровой войной и революцией.
Представлено более 270 экспонатов, в том числе личные вещи и костюмы из собрания музея: от распашонок до парадных придворных платьев, а также игрушки и бытовые предметы. Интерес представляет военная форма цесаревича, с детства носившего мундиры подшефных ему полков. Архивные документы и фотографии выступают иллюстрациями к предметам.
Click to view
Куратор выставки Юлия Плотникова, ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры, отметила, что все экспонаты являются мемориями, многие экспонируются впервые. Они не просто иллюстрируют предметы обихода и одежду детей конца XIX - начала XX веков, а являются подлинными вещами.
Экспонируются и вещи, отличавшие детей императорской фамилии от их ровесников из обеспеченных семей. Это парадные придворные платья великих княжон: от детских, сшитых в 1904 году к церемонии крещения наследника, и крестильного гарнитура цесаревича Алексея до подростковых и девичьих, изготовленных в знаменитой мастерской Ольги Бульбенковой, а также мундиры цесаревича. Он сразу после рождения становился "военным человеком" и назначался шефом нескольких гвардейских полков, при этом он получал соответствующую форму. Взрослея, наследник вместе с отцом принимал участие в парадах и смотрах. Шефами полков были и великие княжны. Для них также шили мундиры.
Экспозиция рассказывает о семейном воспитании и образовании. Характеры детей можно понять благодаря личным дневникам, письмам, учебным работам и тетрадям. Старшие сестры - Ольга и Татьяна - учились хорошо, были прилежными и аккуратными, много читали. Великая княжна Мария любила рисовать, ее успехи в учебе не казались такими блестящими, как у сестер. Младшая, Анастасия, имела прозвище Швыбзик [i] и была самой резвой и неугомонной. Учиться она не любила, зато великолепно играла комические роли в домашних спектаклях и была заводилой в играх. Цесаревич был способным мальчиком, но его занятия часто прерывались из-за болезни. Сестры разделяли любовь родителей к фотографии. У каждой был собственный "Кодак", они много и с увлечением снимали себя, родных и друзей, вклеивая я фотографии в альбомы.
В состав выставки кроме экспонатов из собрания Эрмитажа входят предметы из ГМЗ "Царское Село" и Государственного архива РФ.
Выставка продлится до 10 сентября. Посетить ее можно по входному билету в главный музейный комплекс.
ИА "Вода живая",
18.05.23
http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?id=225272 [i] Примечание
Вероятно, великую княжну Анастасию
однажды назвала «Швыбзиком» за озорной и непоседливый, неугомонный характер родная тетя великая княгиня Ольга Александровна (впоследствии в эмиграции Куликовская), той это прозвище очень понравилось и впоследствии она сама себя так называла.
Из письма Анастасии Николаевны отцу от 22 сентября 1914 г.:
Снимок экрана -
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/avgustejshie-sestry-miloserdija/1 Цит. по:
Августейшие сестры милосердия / [авт.-сост. Зверева Н. К.]. - Москва : Вече, 2006 (Тула : Тульская типография). - (Царский Дом).; ISBN 5-9533-1529-5
Прозвище «Швыбзик» имела также маленькая собачка Анастасии Николаевны породы померанский шпиц, см.:
Какой на самом деле была Анастасия Романова. GREEBANAL. НЕФОРМАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА, 21 мая 2023 г. Из письма Ольги Николаевны от 5 апреля 1915 г.:
“…Настаська и Швыбзик Тебя целуют и идут спать. Татьяна сидит около и читает, а Мама с Мари играют в колорито Ортипо спит у её ног….”,
Из письма Марии Николаевны от 5 апреля 1915 г.:
“Мой золотой Папа! Я сейчас сижу около Мама, у неё на ногах лежит Швыбзик, Анастасия рисует. Ольга и Татьяна уехали в лазарет к Вартанову….Маленький Швыбзик только что сделал “губернатора” у Мама на ковре и Анастасия теперь его обучает…”.
Из письма Ольги Николаевны от 11 апреля:
“ …Сейчас идет большая возня Ортипо носится по комнате, а маленький Швыбзик пищит…”
Из письма Анастасии Николаевны от 12 апреля 1915 г.:
“ Мой золотой Папа! Мы только кончили обедать, и Швыбзик возится с Ортипо ужасно…Мы пили чай в столовой и почти всё время там играли в разные игры. Швыбзик, конечно, был там. Виктор Эрастович думает, что Швыбзик будет хороший водолаз. Пруд перед подъездом, почти там нет льда, так приятно. Ольга играет на рояле. Так скучно, завтра уроки. Я хочу завтра поехать на велосипеде. Мне так стыдно, что мысли у меня так разбросаны…”
Из письма отцу Марии Николаевны 18 апреля 1915 г.:
“ Сестры разбирают цветы, которые прислали Яновы из Ливадии. Глицинии и другие. Пока та страница сохла, я читала тети Ольгино письмо нашей Ольге. Я посадила к себе на колени Швыбзика, но он пожелал на пол… Мама посылает Анастасию спать, а она в отчаянии не может найти Швыбзика, который пропал без вести, все его кричат и зовут, но он не идет, ********. Его наконец нашли через 10 минут, мы все его искали под диванами. Наконец Мама решила залаять, и Швыбзик ответил тоже лаем, и оказалось, что он сидит у Мама под кушеткой, и его с общими усилиями вытащили… К нам в спальню пришел Алексей, теперь он лежит у меня в постели и играет с Анастасией и Швыбзиком. Сестры еще спят, Швыбзик пищит, наверное, он хочет видеть генерал-губернатора. Он уже это делал, и Анастасия прибежала с лопаткою от камина и подобрала…”
Из письма Анастасии Николаевны от 14 июня 1915 г.:
“ …А все таки скучно без душки “Швыбзика”…”