«ВСЕ ПРИХОДИТЕ КО МНЕ, И Я БУДУ ПОМОГАТЬ ВАМ»

May 02, 2023 17:44


Архимандрит Иов (Гумеров) о прославлении и почитании блаженной Матроны Московской

Архимандрит Иов (Гумеров) [1], тогда еще священник Афанасий, в 1997 году получил поручение священноначалия подготовить материалы к канонизации Матроны Никоновой. Сегодня, в день памяти святой блаженной Матронушки Московской, отец Иов рассказывает о том, как шла эта работа. Мы также попросили батюшку разъяснить, как относиться к некоторым мифам, которые сложились вокруг личности этой удивительной святой подвижницы.



Блаженная Матрона Московская

- Отец Иов, как вы взялись за эту работу?

- Помню, как в день престольного праздника в храме святого равноапостольного Владимiра в Старых Садех 28 июля 1996 года после Божественной Литургии архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), ныне митрополит, в беседе со служившими священниками вдруг сказал: «Во многих епархиях началась работа по канонизации местночтимых святых. Надо, чтобы и в нашей епархии были прославлены святые, связанные с Москвой». И обратившись ко мне, высказал просьбу: «Отец Афанасий, возьмитесь за это». Я согласился. Несколько недель у меня ушло на то, чтобы составить общий список московских подвижников благочестия, праведников, блаженных XIX-XX столетий, а также новомучеников и исповедников. При составлении такого списка я опирался на имевшиеся публикации. Всего в списке оказалось около 25 имен. Среди них была Матрона Никонова.

Помнится, сначала я начал работать над житием митрополита Макария (Невского). Поскольку одному трудно было готовить материалы для комиссии по канонизации столь большого числа угодников, я попросил владыку Арсения разрешить привлечь к работе еще несколько человек. Назвал я троих: отца (ныне протоиерей, настоятель храма в Гонконге) Дионисия Поздняева, преподавателя (ныне профессор) истории Русской Церкви в Московской духовной академии и в Сретенской семинарии Алексея Константиновича Светозарского, заместителя главного редактора Издательства Московской Патриархии Евгения Семеновича Полищука. Владыка сказал, что надо написать прошение на имя Святейшего Патриарха. Я это сделал. Некоторое время спустя я получил копию своего прошения с патриаршим благословением.

Подготовив житие митрополита Макария (Невского) и составив еще несколько документов к его канонизации, мы собирались готовить материалы к прославлению протоиерея Иоанна Восторгова. Но однажды, когда я был по какому-то вопросу у архиепископа Арсения, он вдруг сказал: «Оставьте пока уже начатую работу и срочно готовьте материалы по канонизации блаженной Матроны». Дело в том, что незадолго до этого у него побывала Антонина Борисовна Малахова (впоследствии схимонахиня Матрона; † 2014), она имела попечение о могиле блаженной Матроны. От нее владыка узнал о том, какое множество людей ежедневно приходит на могилу блаженной Матроны на Даниловском кладбище. Архиепископ Арсений опасался, что одно из раскольнических течений, существовавших в те годы, может захватить в свои руки могилу блаженной.

Получив срочное задание, я отправился на Даниловское кладбище, чтобы заручиться молитвенной помощью блаженной Матроны и встретиться с Антониной Борисовной, которая совершала титанический труд по уходу за могилой, поддержанию порядка и чистоты: ежедневно тысячи людей с букетами цветов часами простаивали в очереди, чтобы только приложиться к могиле. Я очень благодарен Антонине Борисовне за помощь. У меня с ней на протяжении тех лет, пока шла работа, было полное понимание.

- Как вы собирали материалы?

Свидетельства о полученной от Матронушки помощи составили толстенную пачку листов

- Самым ценным для будущей канонизации были свидетельства о чудесах. Антонина Борисовна дала мне толстую пачку листов. Это были многочисленные письма с адресами и телефонами, в которых люди свидетельствовали о полученной ими помощи по молитвам блаженной Матроны. Я звонил по некоторым указанным в письмах телефонам. Люди с волнением рассказывали о полученных исцелениях и помощи в трудных жизненных обстоятельствах. При подготовке материалов к канонизации мы часть этих свидетельств включили в специальный документ о пожизненных чудесах.

К сожалению, не удалось обнаружить никаких документов, относящихся к жизни Матроны. Это я объясняю тем, что она была в самом прямом значении странницей и бездомницей.

Когда началась наша работа, имелась небольшая книжка о блаженной Матроне, изданная Свято-Троицким Ново-Голутвиным монастырем в 1993 году. Это сборник воспоминаний людей, которые знали праведницу. Биографических данных там немного. К содержанию книги мы старались подойти с исследовательской осторожностью. Причин несколько. Люди вспоминали уже четыре десятилетия спустя. И сами они уже были в весьма преклонном возрасте. Неизбежны были неточности. Кто-то писал свои воспоминания на основе одной или двух непродолжительных встреч с блаженной. Внимательно читая эти тексты, нетрудно было заметить в некоторых из них отсутствие строго церковного понимания описываемых событий.



Могилка Матроны на Даниловском кладбище, 1952 г.

- Были какие-то спорные вопросы?

- Конечно, были. Но работая над житием Матроны Никоновой, мы поняли, что для ее прославления нет необходимости в полноте биографических данных. Лучше немного, но точно. В упомянутой книге утверждается, например, что Матрона родилась в 1881 году. Для проверки этой даты был послан запрос в Тульский областной архив, где хранятся метрические книги храма Успения Пресвятой Богородицы ее родной деревни Себино Епифанского уезда Тульской губернии. В ответ на запрос было сообщено, что в метрических книгах за 1881 год села Себино записи о Матроне Дмитриевне Никоновой не имеется. Тогда было послано письмо с просьбой проверить метрические книги церкви Успения за 1880 и 1882 годы. В них также не оказалось интересующей нас записи, которая дала бы нам возможность не только установить год рождения, но также день и месяц. Мы оказались в серьезном затруднении. Было ясно, что посылать запросы «вслепую» бесполезно. Тогда Алексей Константинович Светозарский посоветовал посмотреть кладбищенские книги. Я сказал об этом Антонине Борисовне Малаховой. Мы пошли в контору Даниловского кладбища. Нам очень быстро принесли книгу за 1952 год. Начали просматривать записи за май. Вскоре открыли страницу, относящуюся к 4 мая (святая старица умерла 2 мая). Помню, как замерло сердце, когда я увидел поблекшую от времени запись, сделанную фиолетовыми чернилами: «Никонова Матрона Дмитриевна, 66 лет».

В кладбищенских книгах на основе документов указывается только число полных лет без месяцев. Если бы она умерла накануне своего дня рождения, то все равно был бы указан ее полный возраст. Следовательно, она могла родиться в период между 21 апрелем (3 мая по н.ст.) 1885 года и 20 апреля (2 мая по н.ст.) 1886 года. Блаженная Матрона была названа в честь преподобной Матроны Царьградской (ок. 492). Память ее совершается 9/22 ноября. В старое время в благочестивых семьях принято было давать имя строго по святцам. Поэтому можно уверенно предположить, что праведная Матрона родилась в конце октября или в начале ноября (по старому стилю) 1885 года. Эта дата была указана в житии, составленном для Синодальной комиссии по канонизации святых.

- Отец Иов, святую блаженную Матронушку Московскую глубоко почитают не только люди церковные, но и даже малоцерковные. Почему?

К святой Матроне идут и неправославные. Ее помощь людям - миссионерская

- Самый точный ответ сможет дать только история. Нам трудно смотреть из будущего. Уверен, что почитание ее будет продолжать расти. Могу высказать сугубо личный взгляд. Обозревая историю святости, можно увидеть такую особенность: те дарования, которыми тот или другой святой служил людям, проявляются и по смерти праведника. Например, преподобный Сергий Радонежский был учителем и наставником современного ему монашества, а также молитвенником за Русскую землю. По прошествии 600 лет после кончины он продолжает, прежде всего, быть «наставником монахов» (слова из величания преподобным) и ходатаем за наше страждущее Отечество. Святая блаженная Матрона в период массового безбожия многих людей, хотя и не имевших твердой веры, но в болезни или тяжелых жизненных обстоятельствах обращавшихся к ней, привела в Церковь. Так и сейчас ее просят о помощи не только воцерковленные люди, но и далекие от Церкви. Знаю примеры, когда даже неправославные (казах, дагестанка) спрашивали, можно ли им поехать к Матроне. Ее помощь людям - миссионерская.

- Почему сложилось столь широкое почитание блаженной Матронушки? Все-таки и миссионеры среди святых есть, но к кому еще постоянно стоят такие очереди!

- Главная причина в том, что множество людей получают реальную помощь в ответ на молитвенное обращение к ней. Приведу пример. Еще в конце 1990-х годов одна моя знакомая, которой нужна была помощь, поехала на Даниловское кладбище к могиле. Там она простояла около шести часов, чтобы приложиться к могиле и попросить помощи. За это долгое время она с очень многими успела познакомиться и поговорить. У нее сложилось впечатление, что из этого множества людей половина приехала с цветами просить блаженную помочь им, а другая половина людей уже получили помощь и тоже с цветами приехали благодарить.



Рака с мощами блаженной Матроны Московской

- Есть ли какие-то спекуляции, связанные с именем святой блаженной Матроны?

- Да, некоторые люди, к сожалению, пытаются использовать имя святой для оправдания гонителя Церкви И. Сталина. Существует даже рассказ: когда в начале войны Сталин готовился к выезду из Москвы, снабженец Никита Ермаков, который привозил в Кремль продукты, «сумел к нему подойти и сказать, что есть такая блаженная мать Матрона, прозорливая, которая может сказать вам, как поступить: уезжать или нет». Рассказ совершенно фантастический. Автор этого вымысла не имеет ни малейшего представления, как работала партийно-государственная машина того времени. Это было в 1941 году, когда продолжалась активная пропаганда атеизма. Даже после 1943 года, когда немного смягчилась политика в отношении Церкви, невозможно, чтобы снабженец мог свободно войти к И. Сталину, сказать о блаженной, сообщить ему адрес, и тот инкогнито поехал к ней.

Рассказ о том, как Сталин приходил к святой, совершенно фантастический, а сочинивший его не знаком с реалиями тех лет

О том, что это миф, очевидно из того, что блаженная Матрона все эти годы сталинского режима была под подозрением. Людей, побывавших у нее, вызывали в органы. Антонина Малахова рассказывала: «Матушку выписали из Москвы, и последнее ее место жительства было в Сходне, где она и умерла».

Еще одна спекуляция именем святой возникла в связи с невежественными «предсказаниями» конца света в 2012 году. При этом вместе с тем ссылаются на оккультистов Нострадамуса и Вангу [2]. Чтобы этому бреду придать значимость, представители СМИ кощунственно упоминали имя святой Матроны. Никаких предсказаний о конце света она не делала и не могла делать.

Никаких предсказаний о конце света святая Матрона не делала, и приписывать ей это - кощунство

Малоцерковным людям надо разъяснять, что все это неправда и ее святость несовместима с тем, что ей приписывают.

- Часто люди признаются, что им как-то неудобно просить помощи у новомучеников и исповедников. Они, мол, страдали, а мы их о каких-то житейских нуждах просить будем. А к святой блаженной Матроне люди запросто обращаются - хотя она сама исповедница, столько всего претерпела. Почему?

- Она сама говорила незадолго до смерти: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях; я буду вас слышать и видеть и помогать вам». Уверен, что просящий у святой блаженной Матроны помощи, особенно в духовной жизни и стяжании добродетелей, получает ее.

С архимандритом Иовом (Гумеровым)
беседовала Ольга Орлова

2 мая 2019

Официальный сайт Московского Сретенского монастыря

https://monastery.ru/bog-i-chelovek/vse-prikhodite-ko-mne-i-ya-budu-pomogat-vam/?ysclid=lh5svyfq99891589534

Примечания

[1] Архимандрит Иов (в мiру Шамиль Абильхаирович Гумеров, в крещении Афанасий; род. 25 января 1942, г. Челкар (Шалкар), Шалкарский район Актюбинской области КазССР, СССР) - советский философ и российский религиозный деятель, архимандрит Русской православной церкви, насельник Сретенского монастыря в Москве, духовный писатель, публицист, автор житий святых. Кандидат философских наук, кандидат богословия. Один из авторов «Большой советской энциклопедии», «Православной энциклопедии» и словаря «Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь».

[2] Так, в д. ф. «Святая Матрона. Приходите ко мне, как живой» 2018 г. светского Первого канала авторы прямо сравнивают блаженную Матрону с Вангой, называя их «провидецами».

архимандрит Иов Гумеров

Previous post Next post
Up