ПЕДАГОГИКА в XXI веке (2)

Mar 13, 2013 13:23


Ученики-тупицы - на совести педагогов
Квинтилиан
Система образования Нового времени завершила свой путь в ХХ веке. Многочисленные попытки её реформирования не дали результата [ 1, 2]. В ХХI веке принудительная класс-школа уступает место семейному воспитанию и свободной парк-школе (школе-студии) [М.А.Балабан]. Парк-школа призвана поддерживать семейное воспитание, обеспечивать и координировать работу разнообразных разновозрастных студий детского (юношеского) творчества.

Сегодня главным педагогическим «деятелем» становится продвинутый родитель. Он берёт на себя полную ответственность за развитие своего ребёнка, требует оценивать родительство как квалифицированный труд. Родители «аттестуют» и отбирают специалистов (преподавателей и чиновников), способных оказывать полезные «образовательные услуги» (рынок педуслуг). Они повышают свою родительскую компетентность, организуют развивающую среду для детей («со-бытийная детско-взрослая общность» [В.И.Слободчиков]).

Детско-взрослый коллектив (такова и семья) - подлинный «субъект» развития. Инициативами родителей, специалистов, чиновников (у них тоже есть дети!) создаётся «поле» новой педагогики - «педагогики-ХХI». Власть выразила готовность поддерживать такие инициативы. Подлинное развитие молодого поколения становится главной задачей нашего общества.

1. О недоразвитии

Становление человека - это его восхождение по ступеням развития: «младенчество», «детство», «отрочество», «юность», «зрелость». (Кавычки здесь указывают на то, что мы имеем дело с «психологическим возрастом», отличающимся от календарного). Если переход на следующую ступень развития затруднён, мы говорим о задержке развития. Эффект недоразвития более всего выражен в явлении, которое мы называем «подростковостью».

С «застреванием» молодого человека на уровне ранней «юности» педагогическая наука и практика ХХ века справиться не смогла. «Подросток» вынужден был организовать для себя особую субкультуру. Подростковая среда стала «школой социальной патологии». Инфантильные черты у «взрослых» - поведенческая норма потребительского общества. «Зрелость» сегодня чуть ли не исключение.

«Болезнь недоразвития» обнаруживается у младенцев, детей и отроков. Трудно разобраться с её причинами. Ещё труднее организовать полноценную среду развития. Рекомендации разных педагогических школ расходятся.

2. Концепция (природа) человека

Отдельные педагоги-новаторы получили впечатляющие практические результаты. Однако они слабо повлияли на состояние педагогики в целом. Тиражировать успешные педагогические достижения не удалось. Новаторская практика оказалась уделом её создателей. «Прогрессивной» педагогике к концу ХХ века пришлось признать, что базовую модель становления «собственно человеческого в человеке», которая могла бы обеспечить развитие молодого поколения, создать не удалось.

Именно по этой, «теоретической», причине креационизм сохраняет свои позиции. Примитивные представления «наук о человеке» не могут с ним всерьёз конкурировать. «Концептуальный тупик длиною в век» - так можно охарактеризовать состояние антропологии.

Я знаю единственную приемлемую попытку выхода из «антропологического тупика». Это «концепция начала человеческой истории» нашего замечательного соотечественника Бориса Фёдоровича Поршнева. Он обосновал эволюционный переход от «психически продвинутого» животного-предшественника к суггестору-кроманьонцу и, далее, путём взаимосуггестии, - к «антиживотному»-первочеловеку. Суггестия - «разделительная черта» между человеком и животным.

Понимание суггестивного механизма становления нашей психики вносит ясность в такие «чудеса» как табуирование, гипноз, пассионарность, мифологизация. С помощью «суггестивного подхода» удаётся в едином ключе интерпретировать достижения современного «человекознания» и «обществоведения». Такую интерпретацию [ 3, 4, 5] я обозначаю термином «антропология-ХХI».

3. Понятие педагогической деятельности

Возможности человеческого развития безграничны. Однако из-за отсутствия необходимой «среды» развитие замедляется, он «застревает» на той или иной ступени восхождения к «человеческому в человеке» (п.1). Такова формулировка педагогической проблемы в самом общем виде.

Все мы являемся участниками педагогической деятельности. Т.е. способны развиваться и оказывать друг на друга спонтанно или специально «педагогическое воздействие». Из этой вот «всеобщей педагогики» надо исходить, чтобы корректно разобраться с понятием «педагогика» и его связью с терминами «воспитание», «обучение», «образование» и «развитие».

В широком смысле мы будем использовать слово «педагогика» как опеку старшего, житейски более опытного поколения, над младшим. Эта опека, или житейская поддержка, в конкретной ситуации может выражаться отношением воспитания, обучения, образования, развития. Так широко понимаемая педагогическая деятельность по содержанию значительно перекрывает то, чем занимаются в воспитательных, обучающих и образовательных заведениях.

В узком смысле содержанием педагогики является развитие, «восхождение человека к человеческому». «Педагогика-ХХI» утверждает, что с момента рождения человек сам себя развивает. Задача педагога - поддержать стремление развиваться, создавая необходимые условия саморазвития. Такое понимание, конечно, не ново. Новы знания о механизмах саморазвития, добытые «антропологией-ХХI».

4. Ступени развития

Ступень 1. Новорождённый наделён от природы инстинктом суггестивной экспансии (стремлением к психологической близости, психологическому доминированию). «Младенец» «приручает» окружающих. Выживший в «нечеловеческих» (среди животных) условиях ребёнок обычно становится «лидером» (эффект Маугли).
Ступень 2. «Детство» можно назвать временем взаимосуггестии. Ребёнок буквально заставляет старших помогать ему внедриться в семейное пространство и освоить необходимые для этого навыки. Семейно-этнические требования усваиваются им как система персональных табу (родительская программа).
Ступень 3. «Отрочество» - это время социализации. Суггестивные технологии «отрок» (опять же инстинктивно) совершенствует в разнообразных взаимодействиях (взаимосуггестия!) с окружающими. Нарабатывается персональная совокупность социальных и специальных шаблонов (поведенческих моделей).
Ступень 4. «Юность» - это преобразование внутреннего мира, рождение и наращивание самосознания. Способность видеть себя «со стороны» - инструмент конструирования произвольного действия (вопреки своей суггестивности, вопреки биологическому и социальному инстинкту). Простейшее произвольное действие - выбор. Подлинную самостоятельность «юноша» обретает, когда освобождается от выбора между «хорошей» и «плохой» поведенческой моделью, когда принимает решение на основании персонального жизненного принципа.
Ступень 5. «Зрелости» достигает «юноша», который подвергает сомнению и отбрасывает «строительные леса» юношеского самосовершенствования - принципы. Эти «волевые подпорки» становятся обузой. Зрелая свободная воля непосредственно воплощается интуицией и разумным действием.

5. Педагогические позиции

Успешное восхождение по ступеням развития достигается в разновозрастной «со-бытийной детско-взрослой общности». Результаты В.И.Слободчикова мы используем наряду с представлением о ступенях развития для определения позиций участников педагогической деятельности.

«Младенец», «ребёнок», «отрок» и «юноша» нуждаются в родительской (отеческой) безусловной (любящей) поддержке. Назовём это отношение (разное в каждом из 4-ёх случаев) отношением «воспитатель-воспитанник». Воспитатель - это не только ответственный родитель, но и занимающий эту позицию приёмный родитель, опекун. Отношение «воспитатель-воспитанник» из-за тесной эмоциональной суггестивной связи называют часто «отношением привязанности».

Полезные для развития знания и навыки дети (молодые люди) осваивают, взаимодействуя с «мастером» и «учителем». Мастер привлекает детей (молодых людей) своими умениями, способностью «передать» им своё мастерство (действие по образу и подобию - «образование»). Учитель помогает в увлекательной форме освоить новые знания-умения. Эти отношения мы будем называть отношениями «мастер-подмастерье» [М.А.Балабан] и «учитель-учащийся».

Воспитатель (родитель) помогает воспитаннику адаптироваться в детско-взрослый коллектив, поддержать его интерес к тем или иным занятиям с мастером и учителем. Постепенно всё в большей степени «отрок» участвует в организации своей жизнедеятельности, а «юноша» принимает самостоятельные жизненные решения.

Решать главную задачу - развитие ребёнка (молодого человека) - «воспитателю (родителю)» помогает педагог. Помогает непосредственно (консультации, экстренная помощь) и опосредовано, организуя согласованную работу компонентов детско-взрослой общности - коллективного субъекта развития и «среды индивидуального развития».

6. Педагогика-ХХI. Первые шаги

Родители, решившиеся на «домашнее образование», не зря опасаются того, что не смогут наряду с воспитанием сами обучать, образовывать и развивать своего ребенка. Это нереально. Но что абсолютно необходимо, к чему надо стремиться - расширять круг отношений с окружающими ради развития ребёнка. «Анскулеры» объединяются, выходят на специалистов и управленцев, настойчиво и последовательно организуют «развивающую среду».

Родители детей, посещающих «режимные» воспитательные, учебные и образовательные заведения, вряд ли довольны этими заведениями. По закону родитель отвечает за ребёнка, а не работники заведений. Родитель не только может, но обязан их контролировать и требовать приемлемые условия развития. Очевидно, лучший вариант - сотрудничество родителей, преподавателей и чиновников. Ведущая позиция - у родителей, которые понимают и принимают реалии «педагогики-ХХI».

Совершенствовать работу детских учреждений способны грамотные специалисты и опытные чиновники. Благо, государство декларирует необходимость изменений в сфере образования. «Инициаторы сверху» обязаны знать, что «принудительное образование» осталось в прошлом. Тон в «педагогике-ХХI» задают родители и взрослеющие дети.

«Педагогика-ХХI» не может быть «спущена властями сверху». Власти могут только созреть до поддержки инициатив снизу. Инициативы снизу возникают там, где участники педагогической деятельности (а это все, кто радеет за молодое поколение!) уясняют свои педагогические позиции и с пониманием дела организуют развивающиеся (и развивающие детей и друг друга) детско-взрослые общности.

Слободчиков, Поршнев, ТСС, Балабан, Валлерстайн, Олег, развитие

Previous post Next post
Up