Понятие «свободное образование» возникло как альтернативное «принудительному образованию»
http://ecce-homo-ru.livejournal.com/5608.html. В свежепереведённой статье Грей подводит некоторые итоги своих многолетних исследований альтернативных подходов к обучению, воспитанию и образованию
http://freeedu.ru/modx/shkola-eto-tyurma-i-istochnik-bed-dlya-nashix-detej. Приведём несколько тезисов статьи.
1. Дети приходят в мир, уже обладая чудесными механизмами для управления собственным образованием. Природа наделила их мощными образовательными инстинктами, в том числе любознательностью, желанием играть, общительностью, вниманием к происходящему вокруг них, стремлением расти и стремлением делать то, что уже умеют старшие дети и взрослые. (Здесь необходимо указать на базовый, отсутствующий у животных «инстинкт суггестивной экспансии». Именно с помощью этой способности тесного психологического сближения с окружающими {прежде всего с мамой} ребёнок создаёт «чудесные механизмы», недоступные животным. Это полезно знать родителям).
2. Чем больше ученые узнают о естественных способах обучения у детей, тем более очевидным для нас становится, что дети получают наиболее глубокие и полные знания, проявляя при этом неподдельный энтузиазм, в условиях практически противоположных школьным. (Ребёнок активен и ждёт встречную понимающую активность в каждый момент взаимодействия с окружающими. Школьная казёнщина и, более того, «принудиловка» -- преступное педагогическое противопоказание).
3. В современной культуре существует множество способов, позволяющих детям получить все необходимые для успешной взрослой жизни знания, руководствуясь своими естественными стремлениями и инстинктами.
• По мере роста популярности самостоятельного подхода к домашнему образованию появляется все больше центров и сетей, которые предлагают различные ресурсы, возможности для общения и дополнительного образования детям и семьям, выбравшим для себя этот подход.
• Успешность Садберри Вэлли в качестве образовательной среды объясняется тем, что она создает условия, при которых дети максимально используют свои естественные способности к самообразованию:
a) неограниченные возможности для игры и исследования;
b) возможность взаимодействия с заботливыми и знающими взрослыми, выступающими в роли помощников, а не судей;
c) объединение разновозрастных детей и подростков (что гораздо более способствует обучению, чем взаимодействие «одноуровневых» детей);
d) непосредственное участие в жизни морального демократического сообщества.