эмоици как инф процессыhuganSeptember 21 2011, 08:23:42 UTC
ох, с пятой попытки отправилось...
Ну да, я понимаю, что эмоцию воссоздать через объяснение ее семантики трудно, как трудно слепому от рождения объяснить, что такое краснота помидора. Но в принципе-то это, думаю, не невозможно.
Попробую даже для самого трудного и спорного случая с цветом. Красный это - возбуждающий, значимый, сильный, требующий активности (возможно - опасный, возможно - привлекательный, но такой, возле которого во всяком случае стоит напрячься)... Потому что в расцветке визуальной среды большинства наших предков красными были: кровь, огонь, фрукты, гениталии, заря перед штормом, и прочее такое же. И вот если очень обширно объяснить всю семантику взаимоотношений с типичными красными объетами, на этой основе можно более или менее талантливо представить себе, какова она - краснота, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАСКА восприятия определенного куска видимого спектра. Ну, так и делают поэты, через общие, более или менее многим понятные контексты выражая свое почти невыразимое....
Так же и счастье, и прочие эмоции. В принипе, их можно передать идеаторно, раскопав их корни в реальности, стоящие за ними потребностно значимые отношения - либо индивидуальные, либо (как в случае с цветом) врожденные, т. е. приобретенные видом. Так и работает, например, психотерапия.
Вот такой семантический анализ, переописание в терминах первоначальных потребностей - я и пытаюсь сделать для счастья.
Ну да, я понимаю, что эмоцию воссоздать через объяснение ее семантики трудно, как трудно слепому от рождения объяснить, что такое краснота помидора. Но в принципе-то это, думаю, не невозможно.
Попробую даже для самого трудного и спорного случая с цветом. Красный это - возбуждающий, значимый, сильный, требующий активности (возможно - опасный, возможно - привлекательный, но такой, возле которого во всяком случае стоит напрячься)... Потому что в расцветке визуальной среды большинства наших предков красными были: кровь, огонь, фрукты, гениталии, заря перед штормом, и прочее такое же. И вот если очень обширно объяснить всю семантику взаимоотношений с типичными красными объетами, на этой основе можно более или менее талантливо представить себе, какова она - краснота, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАСКА восприятия определенного куска видимого спектра. Ну, так и делают поэты, через общие, более или менее многим понятные контексты выражая свое почти невыразимое....
Так же и счастье, и прочие эмоции. В принипе, их можно передать идеаторно, раскопав их корни в реальности, стоящие за ними потребностно значимые отношения - либо индивидуальные, либо (как в случае с цветом) врожденные, т. е. приобретенные видом. Так и работает, например, психотерапия.
Вот такой семантический анализ, переописание в терминах первоначальных потребностей - я и пытаюсь сделать для счастья.
Reply
Leave a comment