Клиповое мышление и система образования в России

Sep 30, 2015 09:30



Рада Михайловноа Грановская (доктор психологических наук, профессор СПбГУ, академик Балтийской педагогической академии) в выступленнии на II съезде РВС рассказала про особенности психики современных детей и связанные с этим вызовы, стоящие перед системой образования в России.

image Click to view



* Текст выступления также опубликован в газете "Суть Времени".

Рада Михайловна рассказала о том, что в советской школе формировалось мышление, которое было ориентировано на освоение последовательных текстов ("люди-книги"). А у современных молодых людей формируется другое, т.н. "клиповое мышление", которое позволяет быстро решать простые задачи (пробежался по тексту - выделил ключевое - побежал дальше). Но такое мышление делает невозможным решение задач сложных: "клиповым мышлением" не получится осваивать сложные тексты, требующие усилия, вдумчивого осмысления.

"Ну, действительно, что такое «сложная задача»? Разобьем на простые, и всё в порядке. Но многие понимают, что не все сложные задачи можно разбить на части. Таким образом, «люди книги» могут решать сложные задачи, но решают медленно, «люди экрана» решают быстро, но не могут решать сложные задачи. Но развитие цивилизации идет в сторону ускорения, и сложные задачи не так часто попадаются. Таким образом, большинство, которое с клиповым мышлением, завоевывает постепенно пространство."

Мир изменился, говорит Рада Михайловна, объём информации вырос раз в пятьдесят. Поэтому просто вернусть советскую систему образования невозможно, взять 1:1 методики из советской школы не получится. Нужна новая концепция образования, которая возьмёт лучшее из советского опыта и адаптирует его под современный мир. Чтобы современный молодой человек справился с объёмом информации и не потерял возможность осваивать сложность. В этом стратегическая задача, которую должны решить специалисты - съезд принял соответствующую резолюцию.

Брянск, Клиповое мышление

Previous post Next post
Up