Начать хотелось бы с подготовки нашего путешествия. Что мы знали о Польше до поездки? Братья-славяне - раз, Солидарность - два, Качинский и Валенса - три. Еще я помнил, что на одном из последних ЧМ поляки чуть было не отобрали очки у немцев, позволив забить последним лишь на 90-й минуте матча. Вот, пожалуй, и все.
На сайте посольства я нашел список необходимых докментов для получения визы. Начали готовить. В принципе, все документы достаточно легкие. Проблему вызывала только факс с полтверждением оплаты гостиницы. Слову "оплата" я как-то не придал значение сначала. Из-за этого пришлось приходить в посольство еще раз. Так как они принимают только тот документ, где написано, что мы оплатили отель на территории РП (кстати, всегда думал, что это аббревиатуа обозначает Речь Посполитая, а не Республика Польша).
На Гугле я нашел огромный список хостелов (удобство в том, что они отмечены на карте города). Ксюшке поручил обзванивать, т.к. с английским она все же несколько уверенней, чем я. Остановились в итоге на небольшом хостеле в 15 минутах ходьбы от центра - Лемон хостел. Ну и замучили мы этих ребят. Ведь хотели же получить визу не только сроком на прибывание в хостеле, но и дольше, т.к. в планах было поехать после Кракова по всей стране. Слава богу, они пошли нам на встречу и прислали необходимый факс. Все документы были в сборе, отданы в посольство и через 7 дней я счастливый держал паспорта с визами. Впереди ждал поезд Москва-Брест.
Изначально маршрут был выбран достаточно простым - Краков и его окрестности. Однако в силу того, что моя подруга вынуждена была возвращаться в Москву всего лишь через пять дней после приезда, я решил отправиться в более длительный трип по Польше. К сожалению, не многое получилось из задуманного, но об этом позднее.
Маршрут в Польшу был выбран с помощью форума бэкпекера и сайта pkp.pl (очень хороший, но не всегда правидвый сайт). Поезд Москва-Брест, переезд Брест-Тересполь, переезд Тересполь-Варшава, переезд Варшава-Краков. Изначально все должно было быть именно так.
В Брест добрались спокойно, без приключений. Было забавным, что удалось взять билеты только на дополнительный поезд, в отором не было ничего, кроме сумасшедшей проводницы. Сильно напрягало то, что выехали мы как раз во время начала осенних школьных каникул. И естественно, весь поезд был забит школьниками. Помимо того, что спать было просто невозможно, они сыграли с нами еще одну злую шутку на границе. Об этом позже.
Приехав в Брест, сразу же переписал расписания электричек туда-обратно. Итак, сейчас их ходит всего лишь две в одну сторону в течение суток.
Пишите: Брест-Тересполь 7.50-7.08 и 18.32-17.51, обратно 11.26-13.08 и 22.00-23.36. Ехать фактически около 15 минут в одну сторону. Все остальное время - это таможня и разница в часовых поясах.
На вокзале в Бресте мы поменяли двести рублей. Стоимость билета в Тересполь составляет 5000 б.р. Курс к российскому рублю - 76 б.р. Таким образом билет стоит 65 рублей. Интересно, что обратный стоит ровно в два раза дешевле - 3,2 злотых.
Искать более выгодный курс в Белоруси бесполезно, так как мне попался только один обменник - это Госбанк. Частных обменников замечено не было. Вообще белорусские деньги очень порадовали. Поменял тысячу рублей и чувствуешь себя просто-таки миллионером. Легко сказать - 76000 в кармане. Это не шутки, пани.
За час до отправления электрички пошли на таможню. Очередь выстроилась просто огромная. Мы бы никак не успели ее пройти. Тут меня осенило, что ведь есть наверняка и коридор для индивидуалов. Отправил Ксюху на разведку. И, действительно, через 30 минут у нас уже проверяли паспорта. Правда до тправления оставалось всего 10 минут. Но из-за школьников, электричку все равно задержали. Что предопредилило наш маршрут из Тересполя, так как на поезд до Варшавы мы уже не успевали.
Однако все это затмила картина, которую мы видели за окном. Из серой и безликой Москвы мы приехали в место, которое трудно описать словами, тк на душе в тот момент творилась полная эйфория от происходящего. Наконец-то долгожданное путешествие с Ксюшкой, за окном светит яркое солнце, тепло. Пейзаж из окна электрички - Западный Буг. Об этой реке я слышал только из учебников истории. И вот, остановка. Мы в Польше.
На границе начались проблемы со школьниками, так как их очень долго проверяла таможня. Из-за этого на границе мы простояли 2,5 часа. Пограничники проверяли быстро, но людей было очень много. Запомните, садитесь по возможности в крайние вагоны, так как начинают проверять именно с них. Мы же попали в самый центр. У нас пограничник с милым лицом спросил, куда мы едем, потом про валюту и наконец про обратные билеты, который был только у меня и то из Калининграда. Я зачем-то стал объяснять ему, что наш билет электронный и он есть только в БД Аэрофлота, но вовремя спохватился и показал калинингрдский билет. И...шмяк, штамп в паспортах. Свобода передвижения на 14 дней - таков был срок визы.
В электричке познакомились с мужиком русским, который, услываш наш разговор о проезде до Варшавы, посоветовал ехать не поездом, а автобусами через Бело Подляска. Это получалось и дешевле, и быстрее. Итак, остановка до Подляски находиться слева от выхода от вокзала. Автобусы ходят каждый час и идут около часа. Билет стоит 6 злотых. Погулять по Подляске можно, там есть, что посмотреть. Но времени у нас не было, да и вещи оставлять не хотелось в камере хранения. Тем более, что мы были очень голодные, так как с вечера ничего не ели. Так что мы просто провели час на вокзале. Автобусы до Варшавы ходят каждый час. Билет стоит 19 злотых. Ехать около 3 часов. Есть варианты, когда на автобус вы можете не сесть. Водителю надо популярно объяснить, что вы хотите уехать именно на этом автобусе, и неважно стоя или сидя. Потому что нам водитель предлагал подождать следующего автобуса, но в планы это никак не входило. В Варшаву автобус приезжает на автовокзал у Варшава Центральна. На вокзале достаточно легко нашлись и кассы и камера хранения (очень удобная, правда дорогая - 8 злотых за большую ячейку). Купили билет в Краков на поспешный поезд, до которого оставалось еще 3 часа. И отправились гулять по центру Варшавы.
Пару слов о польских жд. Есть три вида поездов: 1. Экспресс (он же Интерсити) - ходит практически всегда только ночью, средняя скорость 80-100 км/ч, нет промежуточных остановок, самые дорогие билеты (просто в шоке); 2. Поспешный (типа нашего скорого) - ходит между крупными городами, около 5-7 поездов в день по одному маршруту, всегда можно найти то, что устраивает, промежуточные остановки в более-менее крупных городах, скорость 60-70 км/ч. Есть два класса в поспешных поездах: 1-й на 6 мест с более мягкими сиденьями и тряпочками на подголовниках, 2-й на 8 мест соответственно менее удобный. На деле же первый класс от второго отличаеться только тем, что во втором всегда есть люди, а первый путешествует практически пустым. Разница в цене - 30 злотых. Таким образом первый класс поспешного - это практически второй класс Интерсити. 3. Особовый - наша электричка. Останавливается везде, гед только можно. Практически единственный удобный способ передвижения между маленькими деревушками и населенными пунктами. Стоимость проезда - низкая, расстояния между конечными - небольшое.
Вернемся к нашему путешествию. Прогулка (а точнее пробжка) по Варшаве подарила кучу позитивных эмоций - с первого и очень беглого взгляда город понравился. Широкие проспекты сменяются узенькими средневековыми улочками, деловые офисмены уходят на задний план, пропуская вперед уличных торговцев кнедликами и бродячих музыкантов. Производит впечатление старый город, особенно, если ты в курсе того, что 60 лет назад на этом месте были руины после катка второй мировой. Братья-славяне помогли и лишь таблички с годом постройки (1954-59) напоминают о том, что это не те самые здания, где восседал Сигизмунд III Ваза.
По Варшаве загулялись (хотя все видели лишь мельком и набегу), чуть было не опоздали на поезд. Вынуждены были спуститься в метро. Совсем, конечно, не наше. Больше всего напомнило Венское - строгое, неглубокое. В Варшаве всего одна ветка, так что потеряться невозможно, имея карту города перед глазами.
Очень вовремя успели к поезду и отправились в Краков. Проехав полпути в первом классе, были вынуждены пересесть при первой проверке. «Бедные студенты из руссии, не разумеем польски» - и мы в купе с профессором по химии Ягеллонского университета и университета Аахена. Очень нам много интересного рассказал этот мужчина, а также помог на месте соориентироваться в Кракове.
В 23.30 мы, расплатившись в хостеле, уже спали мертвым сном на своих кроватях. Так прошел наш первый день в Польше. Завтра нас ждал Королевский город!