Oct 02, 2019 21:09
Даф ёми Меила 14. -
В споре о гнезде птицы, находящемся на ашере или дереве экдеша, приводится следующее обсуждение:
איתמר עבודת כוכבים שנשתברה מאליה ר' יוחנן אמר אסורה ור"ל אמר מותרת רבי יוחנן אמר אסורה דלא בטלה עובד כוכבים ור"ל אמר מותרת מימר אמר היא גופה לא מצלה לדידי מצלה לי
[Раши здесь и в АЗ 41: замечает, что РЛ разрешает, если он битулировал про себя, хотя написано מימר אמר, так что я бы скорее понял так, что р. Ёханан говорит о ситуации, когда он не аннулировал = не разбил / не сказал прямым текстом 'битуль' (хотя Раши пишет - בפירוש), а РЛ - когда просто разъуверился].
[Ритва замечает, что неважно, разбился ли идол на глазах идолопоклонника или пока он не видел]
[В АЗ 41: Гильён аШас ссылается на Тосафот Псахим 27: ד"ה חוץ מעצי אשירה, это сугия о печи, растопленной дровами ашеры или экдеша, и Тосафот не понимает, почему в этом случае у ашеры нет дина, как будто она сама сломалась]
Рамбам (Аводат Кохавим 8.11) и ША ЙД 146.11 поским как р. Ёханан, что без эксплицитного битуля запрещено.
В связи с этим спором вспоминается, разумеется, мидраш о Терахе (Берешит Рабба 38.13). Когда он видит разбитых идолов, а Авра(а)м говорит ему, что они подрались из-за еды, он восклицает, как известно, מה אתה מפלה בי וידעין אנון. Разрешены ли обломки его идолов, т.е. считается ли это בפירוש по р. Ёханану, или это только по РЛ и пшату гмары про устное высказывание, а не только в сердце?
***
14: -
רב פפא אמר היינו טעמא דבונין בחול לא נתנה תורה למלאכי השרת אמרי דלמא בעי למיזגא וזגא עלייהו אי בנא בקודשא אישתכח דקמעיל בקודשא
[В Храме, ну, бедек а-Баит, - строят из хулин, а потом освящаяют, потому что рабочие - не ангелы и могут захотеть присесть на камень или отдохнуть в тени здания - Раши; Тосафот - могут опереться на здание]
Про тень - ср. АЗ 48.-: о зпарете сидеть в тени ашеры первого уровня (т.е. тени, равной стволу по длине). Видимо, хидуш Раши в том, что даже это - меила (хотя קול ומראה וריח אין בהן משום מעילה מעילה הוא דליכא הא איסורא איכא, см. Псахим 26:; не очень ясно, чем отдых в тени лучше женщины, перебирающей пшеницу при свете меноры, см. Тосафот там מעילה הוא דליכא).
О Торе, данной не ангелам, - ср. Брахот 25: и Ёма 30. (о том, что нельзя читать Шма, только физически видя кал и половые органы, т.к. человек не может быть совсем без них; и Киддушин 54. - мнение, что можно делать киддушин бигдей кеhуна, т.к. коэн извлекает выгоду из них не только во время службы, т.к. невозможно, чтобы он не носил священную одежду хотя бы какое-то время просто так, хотя Раши пишет שיהו הכהנים זריזים כמלאכים להפשיטן בגמר עבודה ולא ישהום עליהם אחר העבודה כהרף עין). Т.е. у этой идиомы есть два значения: 1) человек невластен над телом и 2) временем (ср. БЙ ЙД 135.27 о кошеровании сосудов после вина наливанием туда воды на сутки три раза: ואם לא יוכל לצמצם כרגע אחד לא נתנה תורה למלאכי השרת).
***
Учил на Рош аШана Сифри на Бемидбар 10.10 (последний пасук в шофарот):
ר"נ אומר א"צ, שהרי כבר נאמר ותקעתם בחצוצרות הרי שופרות והיו לכם לזכרון זה זכרונות אני ה' אלהיכם זה מלכויות. א"כ מה ראו חכמים לומר מלכיות תחלה ואח"כ זכרונות ושופרות. אלא המליכהו עליך תחלה ואחר כך בקש רחמים לפניו כדי שתזכר לך, ובמה בשופר של חירות, שנאמר והיה ביום ההוא יתקע בשופר גדול. אבל איני יודע מי תוקעו, תלמוד לומר וה' אלהים בשופר יתקע. ועדיין אין אנו יודעים מהיכן התקיעה יוצאת, זה שנאמר קול שאון מעיר קול מהיכל ה' קול שלם גמול לאויביו
Т.е. из этого пасука учится, что должны быть малхуёт, зихронот и шофарот, но почему не читаем в обратном порядке? - Потому что сначала надо воцарить царя, потом - попросить о милосердии, а потом - получить свободу.
Это напомнило мне обсуждение в Санhедрин 20:, из которого Рамбам (Млахим 1.1) посек, что после входа в ЭИ сначала надо назначить царя, потом искоренить Амалека, а потом - построить Храм. Ср. Раши на пасук в малхуёт (Овадья 1.21) - וְעָל֤וּ מֽוֹשִׁעִים֙ בְּהַ֣ר צִיּ֔וֹן לִשְׁפֹּ֖ט אֶת־הַ֣ר עֵשָׂ֑ו וְהָיְתָ֥ה לַֽיהוָ֖ה הַמְּלוּכָֽה; Раши пишет, что Его царство не полно, пока не взъискано с Амалека, а Радак - что все народы признают Его царство; понятно, что здесь нет спора, просто Храм станет общепризнанным (= полное освобождение наступит) только после истребления Амалека, но о том, что сначала нужно назначить царя, никто не спорит.
מעילה,
ספרי,
דףיומי,
ראש השנה